ZEITGEISTВторник, 07.05.2024, 12:09

Приветствую Вас Гость |  
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Дух времени [148]
Концепция общественной безопасности [112]
Мировые новости [58]
Психология, социология, религия [20]
Фильмы онлайн [29]
Экономика [31]
Политика [42]
Юмор [9]

Реклама

Реклама

Главная » 2009 » Январь » 30 » И. Николаев "Системы местных валют – некапиталистические экономики в странах Запада" (продолжение)
И. Николаев "Системы местных валют – некапиталистические экономики в странах Запада" (продолжение)
01:16
В качестве еще одного примера Систем Местных Обменов рассмотрим несколько отличную от LETS систему под названием Итакские Часы, запущенную в США в в начаде 90-ых годов. В 1991 году графический дизайнер Поль Гловер из Итаки, штат Нью-Йорк выпустил в обращение собственные деньги. За несколько лет Часы ( Hours – так называется эта местная валюта) приобрели всеобщую ликвидность, их принимали даже банки в уплату процентов, а однажды их украли из банка наряду с долларами. Часы были призваны решить экономические проблемы района штата Нью-Йорк, где жил Гловер. Сельскохозяйственный район приходил в упадок, деньги утекали из района преимущественно через растущую национальную сеть универмагов Уолмарт. Сам город Итака – это центр колледжей и мекка сторонников альтернативной культуры. В Итаке расположен Корнелльский университет. Население Итаки составляет 30 тыс. человек.  

Есть свидетельства , что итакец Поль Гловер услышал об одной из местных валют - Беркширских нотах по радио в 1991 году. Он посетил библиотеку Шумахеровского общества ( занимающегося изучением и экспериментами с местными валютами, изучением региональных экономик, экономическим децентрализмом), изучил прошлый опыт введения местных валют и провел много часов в оживленных дискуссиях с одним из основателей Шумахеровского общества, Робертом Сванном, положившим всю жизнь на пропаганду местных валют. Поль Гловер поговорил с местными жителями и обнаружил, что у многих людей есть не одна работа на 25 тыс. долл. В год, а приработки в пяти местах по 5 тыс. долларов. Люди пекут пироги, ведут бухгалтерию, преподают уроки, сидят с собакой, красят скамейки и т.п. Почти все эти услуги недооценены и не рекламируются. Люди, которые их оказывают, не пострадали бы от притока новых клиентов. Поль спросил местных жителей, согласились бы они принимать местную валюту за свои услуги. И те, кому нечего было терять, легко согласились. Уже через несколько месяцев после начала эксперимента с новыми деньгами Гловер опубликовал в местной газете список из 90 человек, которые начали принимать Часы в дополнение к долларам. С тех пор Часы имели огромный успех: местная торговля уже на сотни тысяч долларов совершается полностью вне долларовой системы. И главное – эти деньги остаются в общине. 

Какие проблемы пришлось преодолеть новой денежной ситстеме, Поль Гловер говорит: «Экономика – это на 85% психология…Когда 90 человек и три магазина согласились принимать эту валюту, наши деньги показали себя сильными, полностью надежными и просто великолепными. Настаивая на этом в течение 4,5 лет, мы добились их восприятия как надежных – они стали такими желанными, что люди предпочитают получать платежи именно в них. Это целый культурный процесс». Чем поддерживаются итакские Часы? Очевидно, что это не золото. И не задолженность, как в случае с долларом. Часы обеспечены верой местной общины. «Я думаю, что доллары США обеспечены морской пехотой США больше, чем всем остальным, - убежден Гловер. – Официальная валюта выпускается со скоростью 830 тыс. долл. дополнительного национального долга в минуту. Итакцы рассматривают свои Часы как реальные деньги, обеспеченные реальными людьми, реальным временем, реальными умениями и навыками. Напротив, доллары - это смешные деньги, больше не обеспеченные ни золотом, ни серебром, а всего лишь пятью триллионами национального долга». « Мы наблюдали, как федеральные доллары приходили в город, сменяли нескольких владельцев и уходили из города, чтобы на них потом вырубались леса Амазонки – легкие планеты – или финансировались войны, - объясняет Гловер, - а итакские Часы, напротив, остаются в нашем регионе и помогают нам давать друг другу работу».

Если деньги не покидают общину, ТНК не захотят иметь дело с этим регионом, оставив местному бизнесу поле для деятельности, а людям дадут возможность самостоятельно и независимо использовать результаты своего труда на благо местного сообщества или региона. Жизненный уровень людей теперь в большей степени определяется их собственными усилиями. «Национальная денежная система пускает деньги на спекулятивные вложения независимо от воздействия этих инвестиций на общины и на окружающую среду вместо того, чтобы вкладывать их в производство, - говорит Гловер.- У каждой общины есть таланты и деньги, не вознаграждаемые формальной экономикой. А община , вокруг которой проведена денежная граница, будет приносить свои таланты на рынок и давать нам больше покупательной силы для торговли друг с другом». Конечно даже общинное обеспечение валюты может оказаться зыбким: «Достаточно госсекретарю США объявить , что наши деньги угрожают целостности доллара, от которого мы все зависим, - и конец». Сказав это, Гловер, по словам корреспондента, сделал ногой движение, как будто раздавил змею.

Идея Гловера проста: члены сообщества могут зарабатывать локально эмитированные деньги, предоставляя товар или услугу. Деньги не смогут покинуть общину через сеть национальных магазинов. То, что началось как бартерный эксперимент между Гловером и его друзьями, сегодня включает сотни предприятий и тысячи участников, которые поддерживают саморазвивающийся проект. Хотя в Итаке низкая безработица, многие ее жители имеют сезонную или низкооплачиваемую работу. Программа местной валюты дает гибкие возможности занятости и помогает переживать трудные времена. Система Часов не является капиталистической. Гловер называет ее «системой взаимного предприятия». Часы отличаются от долларового капитала. Их можно заработать только трудом, то есть они задуманы, чтобы их тратить, а не инвестировать, и никакие проценты на Часах не зарабатываются. Часы в основе своей – некапиталистическая валюта. Часы удваивают ставку минимальной почасовой оплаты по сравнению с официально принятой в США. 

Яна Фортье, в феврале 1996 г. взявшая интервью у Гловера, отрывки из которого были процитированы выше ,- помощник профессора антропологии в одном из университетов штата Мэн. Она специализируется на изучении некапиталистических экономик и систем обмена. Яна является одним из основателей Мэдисонских Часов – еще одой СМВ. Один из заданных ею вопросов: почему многим людям так тяжело понять концепцию равноправной торговли? Действительно ли созданная система противостоит капитализму? Гловер отвечает: « Я называю это «развенчанием разрушительной системы», высвобождением из ловушки. Мы создаем альтернативы. Меня интервьюировал репортер из программы «Доброе утро, Америка». Я сказал ему: « Вы здесь потому, что сегодня в Америке транснациональным корпорациям не нужны многие люди, имеющие навыки, которые больше не приносят прибыли этим корпорациям, но несмотря на это по-прежнему необходимы для повседневной жизни наших общин». Репортер ответил: « Ага, многие мои друзья на Си-би-эс потеряли работу, и теперь они просто готовят гамбургеры ». В конце передачи репортер сказал: «Итакские часы обеспечены реальными людьми, доллары не обеспечены ничем». Он сказал это по национальному телевидению.

Техническими проблемами распространения местных денег стала заниматься созданная по инициативе Гловера компания Ithaca Hours, Inc. Она управляется правлением и его комитетами по обращению, финансам, газетным делам и пропаганде. Итакские Часы, купюры размером с доллар, стоят 10 долларов за Час ( что представляет почасовую ставку зарплаты в графстве Томпкинс) и могут быть обменяны на товары и услуги. Первоначально каждый член системы получил местную валюту на сумму 40 долларов. Поль Гловер напечатал банкноты с изображениями итакских достопримечательностей, детей и знаменитых людей. Купюры итакских часов печатаются в местной типографии «Файн Лайн», депонируются в местном кредитном союзе, пока на них не поставят серийные номера, а затем входят в законное обращение. Часы защищены от подделок. Они многоцветные, имеют серийные номера и рельефные изображения. 

С 1991 г. было выпущено свыше 6300 Часов пяти номиналов на сумму свыше 63 тыс. долларов. Тысячи людей и 360 предприятий зарабатывали и тратили Часы. Товарооборот с использованием Часов превысил 2 млн. долл. 1500 объявлений в каталоге системы «Hour Town» уже соперничают с местными «Желтыми страницами». Каталог содержит список предприятий, принимающих Часы, и рассказы об удачных обменах, привлекающие новых участников. Каждый, кто соглашается принимать банкноты, получает 2 Часа( эквивалент 20 долл.) за то, что его имя публикуется в газете «Итакские деньги» ( Ithaca Money). Через каждые восемь месяцев можно попросить дополнительные два Часа в награду за продолжение участия в системе. Таким образом увеличивается предложение денег. После выпуска их может использовать каждый человек, неважно, участвует он в программе Часов или нет. 11% Часов эмитируется как гранты общественным организациям. 35 некоммерческих организаций уже получили грантов на 610 часов($6100). Организацией Ithaca Hours, были выданы гранты в Часах на общую сумму свыше 10 тыс. долл. В общей сложности на 57 общественно-полезных проектов. 5% Часов может выпускаться на нужды самой системы, в первую очередь, для оплаты за печатание банкнот. Ссуды в Сасах выдаются только беспроцентные, на суммы от 50 до 1000 долларов. 

Итакский почасовой минимум поднимает уровень жизни самых низкооплачиваемых работников, не снижая заработки высокооплачиваемых. Так, итакские фермеры выплачивают поденщикам самую высокую ставку за крестьянский труд в мире: 10 долл. за человеко-Час. С другой стороны, дантистам, массажистам и юристам, берущих за час больше усредненных 10 долл., разрешено взимать несколько Часов за час. В Итаке разрыв между максимальной и минимальной почасовыми ставками имеет соотношение 5:1, что гораздо справедливее соотношения, бытующего в официальной капиталистической экономике. 360 предприятий Итаки принимают местные Часы в частичную и полную оплату товаров и услуг. За часы покупаются услуги водопроводчика, столяра, электрика, няни, хирурга, сиделки, автослесаря, продукты, очки, дрова, подарки и тысячи прочих товаров и услуг. Местный кредитный союз принимает Часы в оплату процентов по закладным и займам. Часами платят аренду. Часы принимают лучшие рестораны города, кинотеатры, боулинги, спортклубы, автосервисы., Торговая палата и 300 других предприятий, 40 продавцов сельхозрынка, 55 фермеров, два крупнейших местных бакалейщика и 200 других предпринимателей.  

Поль Гловер всегда работает над улучшением обращения Часов. Если у какого-то предприятия их скопилось много, он обсудит возможные пути их траты вместе с владельцем. Гловер всегда знает о репутации того или иного торговца, использующего Часы, и о его производительности. Неформальный попечительский совет, Муниципальная резервная система отслеживают обращение местной валюты, принимая решение об эмиссии. Гловер открыл Банк Часов ( Hours Bank), чтобы регулировать обращение местной валюты, обеспечивать прозрачность и расширять предложение наборы продуктов, которые можно оплатить Часами. Организаторы работают с местными бизнесменами, определяя товары, которые те покупают за пределами региона, и затем соеденияя их с местными производителями тех же товаров. Это часть важной программы замещения импорта, создающей новые рабочие места и позволяющую сохранять декретную валюту ( доллары) у местных предпринимателей ради приобретения тех товаров на внешних рынках, которые действительно в данный момент не производятся местными предприятиями. 

Система местной валюты стала в Итаке образом жизни. В сети достаточно людей и их союз нерушим. Практически все услуги специалистов можно купить за Часы. Часы легитимны. Чиновники Федеральной Резервной Системы США и налоговой службы неоднократно выступали в СМИ и подтверждали, что не имеют намерения преследовать местную валюту до тех пор, пока она не выглядит как доллар, пока номинал ее составляет не менее доллара и она рассматривается как налогооблагаемый доход. Нужно отметить, что с этим последним пунктом возникают определенные проблемы во многих современных СМВ. В самом деле, если человек получает зарплату в Часах, аренду у него принимают в Часах, необходимые товары он покупает за Часы, то откуда он возьмет доллары для уплаты налогов? Гловер не имеет ответа на этот вопрос. Он надеется, что со временем общины, эмитировавшие местные валюты, объединят усилия, и их лоббизм теоретически может привести к разрешению платить налоги вместо доллара местной валютой. А пока, что налоги с налогооблагаемого дохода платятся в долларах, зарабатываемых участниками Систем Местных Обменов в обычной экономике – и это на сегодняшний день единственный вариант решения проблемы. Современное законодательство капиталистических стран не предусматривает некоммерческие системы товарных обменов и вообще хозяйственную деятельность ( за исключением внутрисемейной), не основанную на получении прибыли и использовании наемного труда. 

Правда некоторые программы местных обменов имеют от властей определенные льготы по уплате налогов, когда рассматриваются властями, как организации, помогающие экономить на бюджетных социальных расходах, так как по сути предлагают решать те же социальные проблемы, что и государственная социальная помощь, но на базе самоорганизации и самообеспечения местных общин . Такова например модель тайм - долларов - системы кредитов в виде услуг. Тайм - доллары (time – dollars), впервые описанные в книге Эдгара Кана и Джонатана Роу в 1992 г., становятся все более популярны во многих общинах в качестве альтернативной формы валюты. Тайм – доллары - это разновидность бартера, в которой каждый час труда оценивается в один тайм-доллар. В результате люди, не имеющие денег, могут работать для других и получать взамен работы других людей для себя. С помощью централизованной учетной системы, подобной той, что была описана выше для системы LETS, ведется учет остатков по счетам участников. 

Кредит в виде услуг (Service Credits) - это системы местного обмена, которые ведут учет времени, потраченного индивидуумом на общественно-полезные работы. Эта практика зародилась в США и Европе первоначально для оценки продуктивного потенциала пожилых людей. С приходом в упадок общины, подорожанием социальных услуг и ростом стоимости медицинского обслуживания многие пожилые люди испытывают экономические затруднения. А кредиты в виде услуг, по словам Джонатана Роу, автора и директора программы, «предлагают конкретные пути для возрождения нерыночной экономики семьи и общины, которую пытается уничтожить рынок».  

Институт тайм – долларов, основанный Эгаром Каном в Вашингтоне в 1995 г., является некоммерческой организацией, которая оказывает содействие в проектировании и реализации мероприятий по восстановлению и возрождению сообщества. Институт использует тайм-доллары( ТД), местную, освобожденную от налогов валюту, как способ вознаградить людей за оказание помощи другим людям и всему сообществу. Программы института работают за пределами округа Колумбия во многих других американских городах, а также в Японии и Великобритании. 

Обеспеченные объемом услуг внутри сообщества и создаваемые через взаимный кредит (каждая сделка отмечается по дебету и кредиту счетов участников), ТД являются валютной системой, легко реализуемой при простейшей необходимой инфраструктуре. Необходима лишь элементарная централизованная регистрация сделок вплоть до записей в блокноте. 

Тайм-долларов всегда достаточно, так что они всегда смогут поощрять экономику сотрудничества и взаимопомощи среди участников. ТД измерены в часах услуг. Один час измеряется одинаково, независимо от места и времени, так что ТД защищены от колебаний стоимости товарных и декретных денег. В большинстве систем ТД время каждого участника оценено одинаково, независимо от квалификации и других факторов. По этой причине модель ТД лучше всего работает в узких общинах, где время, навыки, опыт и усилия людей расцениваются как равные. Программы ТД – форма добровольной работы. Но в отличие от традиционных программ они признают, что люди, нуждающиеся в помощи , могут сами часто помогать другим. Вследствие этого помощь воспринимается не как благотворительность тех, кто занимает более высокое социальное и имущественное положение, но, как дружественное взаимное действие равных членов сообщества: сейчас ты делишься с другими, потому, что имеешь такую возможность – потом другие с тобой поделятся. Акт помощи из акта благотворительности, признаваемой буржуазным обществом как гуманное действие высших по отношению к низшим, превращается в акт взаимопомощи, который дает ее получателям сознание своей нужности другим, понимание своей силы и способности к воздействию на окружающий мир. Из него вырастают социальные обязательства и взаимное уважение. – Нет избранных и нет отверженных. Способности и умения каждого в равной степени нужны сообществу. 

Все участники системы ТД готовят список своих умений и желаемых ими услуг. Каждый час помощи другому участнику приносит один тайм-доллар, или кредит в услугах. Заработанные ТД можно подарить или передать в «банк» в распоряжение координаторов системы, чтобы они отдали их самым нуждающимся участникам. Характерный пример – история пастора, в течение 15 лет проповедовавшего в баптистской церкви в Вашингтоне. К нему приходили люди и получали слово утешения и надежды. Однако когда он из-за диабета потерял ногу, то отдалился от церкви и людей и долгие месяцы не покидал своего жилища. Местная программа ТД помогла ему выжить. Пастор снова стал активным членом общества. Зарабатывал тайм-доллары молитвами и тратил их на оплату приготовления его пищи другим добровольцем. Этот вид обмена не нов; он всегда происходил между соседями и людьми. Но программы ТД помогают сплести прочную сеть добрососедских отношений. 

ТД – не бартер, поскольку участники сделки не договариваются о стоимости предлагаемых ими услуг. Час рабочего времени всегда остается часом, какие бы услуги не предлагались. Поэтому тайм-доллары не облагаются налогами. Тайм-доллары продвигают добровольные программы, делая традиционных получателей социальной помощи ее генераторами и социальными помощниками. Они вовлекают в оборот незамеченный национальный ресурс: время пожилых, недостаточно занятых или недооцененных людей. Программы ТД действуют во многих местах: в церквях, больницах, домах призрения, общественных центрах, центрах для пожилых, государственных агентствах социальной помощи, местных судах и общественных жилых комплексах.Все без исключения программы ТД запускают частные лица, осознавшие, что эрозия традиционных общин уменьшает способность людей вести полноценную продуктивную жизнь. Когда стало очевидно, что проблема заключается не в недостатке денег, а в недостатке духа сообщества, люди стали работать на возрождение общин, создавая программы ТД. Сейчас ТД и родственные им «Банки времени» действуют не только в США, но и в Англии, Японии, Китае, Италии, Словакии и других странах.  

Тайм-доллары могут служить всем и каждому. Все зависит от конкретной программы. «Соседские» программы открыты для каждого жителя определенного района. Примеры таких программ – тайм доллары в английском Глочестере, в Портленде, нтат Мэн, программа More («Членский организованный обмен ресурсами») в Сен-Луи, Peoplelink в Денвере, Часовые доллары в Миннесоте. «Специальные» программы обычно запускаются профессионалами и адресуются к особой аудитории: пожилым, детям, молодым матерям, семьям душевнобольных детей, больным СПИДОМ и т.п. Видов деятельности в такой программе может быть очень много (программа Elderplan в медцентре для престарелых в Бруклине, где участники занимаются всем, что им под силу) или наоборот, немного( программа обучающего шефства между студентами разных возрастов в Чикаго). Среднее положение между соседскими и специальными программами занимают программы ТД для жилых комплексов. Чтобы получить возможность участвовать в программе, необходимо пройти тренинг общения, доказать качество предоставляемых услуг и подтвердить собственную биографию. Разработано специальное программное обеспечение «Timekeeper» - база данных предлагаемых товаров и услуг. Координатор уведомляется участниками сделки о количестве потраченных часов и вносит записи в кредит и дебет соответствующих счетов.  

  Житель Бруклина Фрэнк Вуоло, докер на пенсии говорит: «Для меня тайм-доллары – это моя радость и удовольствие, если я с их помощью смогу кому-нибудь помочь». В целом главная и единственная гарантия ТД – это здоровая и растущая программа, набирающая все новых участников, заинтересованных в успехе начинания. Дать гарантии – значит предложить большее количество товаров и услуг, на которые участники захотят потратить свои ТД. В идеале все члены программы должны участвовать в ней с обеих сторон: как получатели услуг и как их давальцы. Тайм-доллары – материальное выражение того факта, что когда вы помогаете кому-то в сообществе, помощь обязательно возвратится к вам.

Расскажем об одной программе тайм-долларов подробнее. Джордж Эберле руководил частным некоммерческим агентством «Грейс Хилл», расположенным в бедном районе города Сент-Луи. Эберле попытался вдохнуть жизнь в район, где не было фабрик, магазинов и прочих источников рабочих мест. Его начинание преуспело. К 1992 г. Люди заработали 9552 тайм-доллара. К 1996 г. Их заработки выросли в четыре раза до 45026 тайм-долларов. В системе участвуют 3000 человек, некоторые от случая к случаю, некоторые свыше 20 часов в неделю. Самые частые услуги – уход за детьми, уборка дома, репетиторство, телефонные звонки, доставка еды и перевозка людей. Тайм-доллары также можно обменять на товары, необходимые в домашнем хозяйстве. 

«Это возможность вернуть себе чувство собственного достоинства», сказал о системе 58-летний Чарльз Бредфорд, из-за диабета вынужденный оставить свою работу. 

Начинание привлекло внимание властей и частных организаций. “Это отличный образец того, как должна работать система социального обеспечения”, - говорит М. Хартман из мэдисонского Политехнического института Висконсина, агитируя общины штата развивать системы трудового бартера. Р. Натан, директор Рокфеллеровского института правительства в Олбани, заявил: «Нам следует попытаться повторить этот опыт и расширить сферу его применения». Гэри Стенглер, директор Департамента социальных служб штата Миссури подтвердил, что эта система помогает привести дело в соответствии с новыми законами о собесе, требующими, чтобы 50% получателей пособий к 2002 г. Работали хотя бы 30 часов в неделю. Система также помогает обеспечивать присмотр и заботу за детьми. 

У программ тайм-долларов есть ряд недостатков. В них не представлены некоторые дорогостоящие, но такие необходимые виды услуг. ТД сильно зависят от харизмы и трудолюбия координатора. В ТД нет идеи цены как мерила скудности услуг. При равной стоимости часа любых услуг люди захотят продавать малоценные услуги и покупать наиболее ценные. 

Если сравнивать системы тайм-долларов с рассмотренными выше системами LETS, то можно обнаружить как сходства, так и существенные различия. Сходства состоят в том, что и тайм-доллары и LETS – беспроцентные и безналичные местные валюты. Они борются с глобализацией и усиливают местную экономику. Обмены в этих валютах носят некоммерческий характер.

Различия же имеются как в технике исполнения системных функций, так и в социальных аспектах приложения данных систем местных обменов. Тайм-доллары оперируют по принципу часа человеческой работы независимо от ее характера. LETS, действуя как бартерная валюта, как правило, привязаны по ценам к национальной валюте и больше отражают рыночное ценообразование, хотя ставки определяются стоимостью обмена для каждого участника. 

И LETS, и тайм-доллары воздействуют на характеристики денег и меняют динамику их потоков, но делают это по-разному. С помощью LETS можно создать местную экономику, оставляющую валюту в общине и дающую рыночные преимущества для местных бизнесменов. Создатели LETS стремятся создать альтернативную экономику, которая сможет предложить больше, чем традиционная капиталистическая, и на более человечной, приемлемой основе. Они пытаются создать и застолбить нишу для общинной экономики на мировом рынке. Тайм-доллары – не попытка создать альтернативу рынку. С их помощью можно восстановить совсем другую экономику, экономику дома, семьи,соседства и общины. Финансовая поддержка со стороны правительственных социальных программ для тайм-долларов проистекает именно от того, что им удается мобилизовать социальный капитал, добиться вклада от каждого гражданина. Это можно назвать совместным производством, когда труд поставляет сам потенциальный клиент. Именно эта потребность в трудовом участии потребителя, клиента, гражданина побуждает правительства и фонды подпитывать программы ТД и освобождать обмены в ТД от налогов. Каждая модель ТД порождает феномен социального предпринимательства: созданное и финансируемое для обслуживания определенной социальной группы агентство вовлекает эту целевую группу в активное участие в процессе. 

Специальные модели тайм-долларов содержат ограничения по способам заработка и расходования валюты в связи с социальными факторами. LETS же, созданные для расширения экономической свободы людей, не принимают ограничений на способы зарабатывания новой валюты. Эта свобода лежит в русле программного лозунга LETS о восстановлении контроля людей над своей экономической судьбой. LETS в обязательном порядке оставляют выбор за участником, поэтому им затруднительно мобилизовать участников на решение жгучих социальных задач. Тайм-доллары же однозначно отвергают нейтральность, присущую LETS.

Рассмотрев основные модели Систем Местных Обменов (или Систем Местных Валют), развитые в современных западных странах, обратимся к их сущностной природе, причинам их появления в современном мире и месту их в жизнеустройстве современных обществ. Прежде всего необходимо отметить, что феномен появления СМО не носит простого характера экономических новаций в современной рыночной экономике западных стран. Это скорее феномен социального новаций, социального предпринимательства сходных между собой по социальному статусу групп населения. Он имеет прямое отношение к сложившимся в настоящее время кризисным явлениям не только в мировой экономической системе, контролируемой главными странами Запада, но и во всем культурно-историческом поле современной цивилизации.

И. Николаев "Системы местных валют – некапиталистические экономики в странах Запада" (окончание)

http://www.situation.ru/app/j_art_273.htm 



Категория: Дух времени | Просмотров: 11084 | Добавил: zeitgeist | Рейтинг: 0.0/0 |


Похожие материалы
Всего комментариев: 5
08.01.2010
Спасибо. Очень понравилось smile

07.01.2010
Ну как ни крути что-то такое есть в ваших постах smile

04.01.2010
Интересно, а главное познавательно Спасибо smile

03.01.2010
По моему, вам надо установить антиспам плагин. Можете, кстати, скачать у меня на сайте smile Был бы очень благодарен smile

02.01.2010
Начало хорошее. Добавил в закладки, завтра дочитаю smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Облако Тэгов
доллар США Китай нефть государство кредиты Бог скачать Маркс причины кризиса демократия власть ФРС вакцины прививки Аргентина долги Европа евреи Путин геополитика Германия религия кризис Кийосаки экономика рынок деньги Даллес язык LETS валюта элита вооружение армия оружие война олигархи книга свобода Золото FEMA новый мировой порядок национализм банки видео СССР социализм криминал фондовый рынок CDS эмиссия Полсон Lehman Brothers инфляция Рейган Литва Евросоюз коррупция цензура ВВП дефолт сельское хозяйство ресурсы мировое правительство Римский клуб рубль биржа банкротство Исландия Анекдоты голодомор диктатура безопасность Ющенко политтехнологии революция граница прогноз мультфильм НАТО ООН антибиотики меламин молоко нитраты пестициды скандал Бакстер ЕЭС Латвия амеро масоны юмор школа газпром психология Америка потребление сионизм МВФ ГМО добавки ГМ-продукты продукты СМИ СПИД ВТО ТНК глобализация Россия ОБСЕ Сталин геноцид Нация общество Парламент политика Украина продовольствие продукты питания ЕС земля ДСТ Monsanto TARP образование zeitgeist дух времени Израиль иран вирус вакцина ВОЗ вакцинация Baxter онлайн расизм социология медицина авторское право Ювенальная юстиция дети Здоровье мировое провительство Фурсов динар Ливия

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Самые комментируемые
новости
[30.01.2009]
И. Николаев "Системы местных валют – некапиталистические экономики в странах Запада" (продолжение) (8)
[16.03.2009]
Forbes: Рейтинг самых богатых людей планеты 2009 (7)
[19.06.2011]
Хаос и революции — оружие доллара (6)
[07.02.2009]
НАЦИОНАЛИЗМ: сущность, происхождение, проявления (6)
[18.12.2008]
Настоящие причины мирового финансового кризиса -1 (6)
[17.12.2008]
Игра на землю (5)
[10.03.2009]
Россия отдает Китаю полтора острова (5)
[19.02.2009]
Максон "Про Римский клуб, конец света и ГМО. Часть третья." (5)
[15.03.2009]
Михаил Леонтьев "Доллару осталось гулять считанные месяцы" (5)
[15.12.2008]
В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин "Война после войны: информационная оккупация продолжается" (4)

Rambler's Top100

Copyleft ZEITGEIST.ORG.RU © 2024