Америка признана самой «сидящей» страной в мире Соединённые Штаты признаны страной, наиболее активно среди всех стран мира исполь-зующей тюрьмы для изоляции своих граждан, сообщает Reuters со ссылкой на данные исследова-ния, подготовленного компанией Pew Center. Согласно этим данным, в настоящее время в тюрьмах и колониях находится каждый сотый взрослый гражданин страны. Общее число заключённых в США составляет 2,3 миллиона человек. Для сравнения: в полуторамиллиардном Китае сидит около 1,5 миллиона человек, а в 145-миллионной России — 890 тысяч человек. США лидируют не только по количеству заключённых, но и по их доле в обществе, опережая такие страны, как Иран и ЮАР. Кроме того, по данным этого исследования, сохраняется и тенденция увеличения числа заключённых в США. Так, с 1987 года по 2007 год количество людей, приговоренных к лишению свободы, утроилось. http://lenta.ru/news/2008/02/29/prison/
Телефонным компаниям США разрешили подслушивать разговоры иностранцев без санкции суда
Сенат США одобрил закон, защищающий от судебного преследования телекоммуникацион-ные компании, которые без санкции суда помогают спецслужбам прослушивать телефонные переговоры подозреваемых в терроризме иностранцев. Об этом сообщает Associated Press. Как отмечает Wired, действие законопроекта рассчитано на шесть лет. Документ позволяет властям установить на постоянной основе подслушивающие устройства не только на АТС, но и у интернет-провайдеров без приказа суда. При этом подслушивание подозреваемых американцев требует такого приказа, а подозреваемых иностранцев или сотрудников иностранной корпорации — нет. Положение об иммунитете для телекоммуникационных компаний имеет обратную силу. Это особенно важно, если учесть, что сейчас в судах находятся около 40 исков от людей, жалующихся на несанкционированную прослушку разговоров. Истцы требуют от компаний крупные суммы компенсаций. Новый закон защищает «те частные компании, у которых хотят отсудить миллиарды долларов только за то, что они поступили правильно и помогли нации после нападения террористов 11 сентября», — заявил президент США Джордж Буш. Он попросил Белый дом принять этот документ без проволочек. В то же время срок действия предыдущего закона, позволяющего спецслужбам прослуши-вать телефонные переговоры иностранцев без санкции суда, в очередной раз истёк 1 февраля и по-ка продлён только до 16 февраля. http://lenta.ru/news/2008/02/13/senate/
Архипелаг секретных тюрем ЦРУ
Об авторе: Д. Кьеза — видный итальянский журналист и историк, депутат Европейского парламента от Италии, член комиссии Европарламента по расследованию деятельности секретных тюрем ЦРУ, президент ассоциации Megachip (www.megachip.info), борющейся за демократизацию СМИ, член редакционного совета журнала «Свободная мысль». Среди лучших и самых печальных его трудов — книга «Прощай, Россия», честный и мужественный репортаж о крушении нашей страны в начале 1990-х гг.
Три года назад американский неоконсервативный политолог Роберт Кейган запустил в европейские СМИ тезис о «двух Западах» — «сильной» Америке и «слабой» Европе. Исполненный пренебрежения к своим друзьям в Старом Свете, Кейган в свойственной неоконсерваторам прямолинейной манере заявил, что европейцы остались нынче «за бортом истории» по причине излишней привязанности к «обветшалым» ценностям правового государства. Теракты 11 сентября положили начало «имперской революции». Мне, как члену специальной комиссии Европейского парламента по расследования «предполагаемого использования Центральным разведывательным управлением США территории европейских стран для перемещения и нелегального содержания под стражей подозреваемых», на каждом заседании приходилось слышать, что эти события потребовали внесения «ряда поправок» в правила в международной игры. Это значит, что Соединённые Штаты «противостоят новой угрозе», а «существующая правовая система входит в противоречие с новыми боевыми задачами» . Подобные же аргументы, пусть и с иной интонацией, озвучивали перед европейскими парламентариями сенатор-демократ от штата Иллинойс Ричард Дурбин, сенатор-республиканец от Пенсильвании Арлен Спектер и член Палаты представителей от Флориды демократ Роберт Уэкс-лер. В Европе принято считать, что пытки — незаконны, неоправданны, бесполезны для установления вины подозреваемого. Ведущаяся же в США дискуссия даёт основания считать, что её участников серьёзно «заносит» в этом вопросе. Авторы уже не стесняются рассуждать о весьма сомнительных различиях между «просто пыткой», «степенью пытки» и «пыткой в определённых обстоятельствах». Члены администрации США (включая вице-президента Ричарда Чейни и министра обороны Дональда Рамсфельда), а также чиновники Белого дома считают «неприемлемым» ссылаться на права человека, если речь заходит о подозреваемых в терроризме.
Консервативно настроенные юристы, к которым относится и нынешний генеральный проку-рор Альберто Гонсалес, изобрели новые правовые категории (такие, например, как «вражеские боевики») и с помощью этой уловки лишают подозреваемых в причастности к террористической деятельности всех прав, гарантируемых международным правом.
По словам юридического советника Кондолизы Раис Джона Биллинджера, Женевская конвенция о военнопленных — не более чем lex specialis, то есть «исключение», которое может и не применяться после 11 сентября. Уэкслер резко отверг возражение, согласно которому «чрезвычайные выдачи» (представляющие собой практику незаконного задержания подозреваемого в любой точке мира агентами секретных служб, не имеющими ордера на арест, и его переправку в тайные тюрьмы, где он может подвергнуться пыткам) могут считаться формой государственного терроризма. «Даже если мы совершаем незаконные действия, — заявил он, — или причиняем зло, никто не имеет права поставить нас на одну доску с террористами». По сути, Абу Грэйб, пытки, Гуантанамо, «чрезвычайные выдачи» и нарушения прав человека в Ираке и Афганистане (по мнению Уэкслера. — Ред.) — это «простые злоупотребления», несущественные «побочные эффекты». Они простительны, поскольку любое государство, вступившее на путь борьбы с терроризмом, имеет право не считаться с юридическими нормами, принятыми до 11 сентября.
Это даже посильнее аргументов Вашингтона, выводящих Соединённые Штаты из-под юрис-дикции Международного уголовного суда .
Своим распоряжением, датированным 13 ноября 2001 года, президент Дж. Буш учредил чрезвычайные военные трибуналы , которые, по мнению юриста Антонио Кассезе, «отбросили американское общество на полвека назад» . «Последовав дурному совету запаниковавшего министра, президент наделил себя диктаторскими полномочиями» , — заметил Уильям Сэфайр, один из наиболее консервативных американских издателей. Основываясь на секретной информации, чрезвычайные военные трибуналы получили право судить иностранных граждан, обвиняемых в прямом участии в вооружённых акциях, направленных против США, равно, как в пособничестве террористам или в нанесении значительного ущерба политическим и экономическим интересам страны. При этом, обвинения не обязательно подкреплять доказательствами; более того: разрешается даже не предъявлять подсудимым обвинительного заключения и не знакомить их с материалами дела. Не считается необходимым присутствие адвоката, приостанавливается действие habeas corpus, a сам процесс проводится в обстановке полной секретности. Смертный приговор может быть вынесен «двумя третями голосов» (то есть, двумя военными судьями из трёх), а не на основании единогласного решения, как это принято в обычных судах. При этом сами судьи могут положиться только на свою «глубокую убеждённость» в виновности подсудимого, у которого нет никакой возможности обжаловать вердикт. Военная судебная комиссия такого типа действует на базе в Гуантанамо. Нам неизвестно, существуют ли другие подобные трибуналы и где. Протесты, спровоцированные обнародованием секретного распоряжения от 13 ноября 2001 года, вселили надежду на внесение поправок, однако пока оно не утратило силы . Имеется информация о наличии секретных тюрем за пределами Европы (в Афганистане, Си-рии, Марокко, Египте и т.д.). В одном из подобных мест с 2003 года содержатся под стражей Ха-лед Шейх Мохаммед и Рамзи бен аль-Шибх — двое предполагаемых организаторов терактов 11 сентября (которые якобы признали свою вину). Живы ли эти люди, которые так и не предстали перед судом и о которых нет никаких известий? 4 октября 2001 года тогдашний генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон обнародовал требование посла США в Брюсселе Фрэнка Тейлора, касавшееся порядка введения в действие статьи 5 Североатлантического договора (9). Новая редакция этого договора, одобренная в Вашингтоне в 1999 году, трансформировала НАТО из оборонительного альянса в «превентивный» и расширила его «зону ответственности» до масштабов всей планеты. Вследствие этого, обязательства европейских стран-членов НАТО по оказанию помощи США в их борьбе с терроризмом расширились — причём, значительно. В числе таковых можно отметить следующие: • «усиление обмена информацией»; • «выделение средств, необходимых для прямой поддержки контртеррористических операций»; • «предоставление воздушных коридоров для самолётов США и союзных им стран в целях борьбы с терроризмом»; • согласие на «приём в портах и аэропортах [морских и воздушных] судов Соединенных Штатов и их союзников в ходе проведения операций по борьбе с терроризмом.(10). Разумеется, даже более широкие права не позволяют Вашингтону нарушать права человека и международные законы. Однако, как отмечается в докладе Дика Марти — председателя комиссии по юридическим вопросам и правам человека Парламентской ассамблеи Совета Европы — многие страны ЕС отнюдь не «пали жертвой американских махинаций», но «участвовали» в них вполне «сознательно». Поэтому вызванные комиссией представители правительств ряда европейских государств и общеевропейских органов власти, до сих пор под различными предлогами либо отказываются помогать расследованию, либо всё отрицают, выдвигая при этом совершенно неубедительные доводы. В особенности этим грешат правительства Польши и Румынии — двух стран, вызывающих наибольшие подозрения в размещении (как прежде, так и сейчас) на своей территории заключённых, тайно похищенных ЦРУ в разных частях света. Противники расследования — и в особенности представители правых партий в Европарламенте, во главе с польскими, прибалтийскими, британскими и немецкими депутатами — мешали поискам доказательств вины европейских правительств (или других административных органов). Некоторые даже поблагодарили Вашингтон за «большой вклад в развитие безопасности». Однако с этим подходом — демонстрирующим, что в Европе имеются более «проамериканские» депутаты, чем сами американцы, — комиссия Европарламента не согласилась. Большинством в 25 голосов, поданных социалистами, либерал-демократами и зелёными против 14, при 7 воздержавшихся, она решила продолжить расследование. Собраны данные, подтверждающие, что с 11 сентября 2001 по конец 2005 года в европейских аэропортах осуществили посадку 1080 спецсамолётов ЦРУ. Доказано, что процедуры «чрезвычайных выдач» проводились на территории 14 стран — включая Германию, Швецию, Италию, Бельгию, Испанию. На протяжении некоторого времени два, из входящих в ЕС государств — Польша и Румыния — размещали на своей территории лагеря временного нелегального содержания подозреваемых в терроризме, что является нарушением, как статьи 6 Договора о Европейском Союзе, так и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод. Были установлены от 30 до 50 фактов похищения людей и их последующей выдачи. По одному из таких дел в Италии проведено полное дознание, в ходе которого были установлены и привлечены в качестве обвиняемых 22 агента ЦРУ, участвовавших в похищении в Милане имама Абу Омара, переправленного затем в египетскую тюрьму, где он подвергся пыткам. Один из руководителей итальянской разведки Марко Манчини 5 июля 2006 года арестован за «соучастие» в этом похищении. Свидетельства похищенных и подвергшихся издевательствам людей, их адвокатов и представителей неправительственных организаций, а также признания нескольких высокопоставленных американских и европейских чиновников позволили разорвать «круговую поруку». Благодаря этому, получили огласку факты депортации двух египетских граждан — Мухаммада аль-Зари и Амеда Гиза, арестованных в Швеции и переправленных в Египет; канадского подданного Махера Арара, задержанного в Нью-Йорке и через римский аэропорт Чампино доставленного в Иорданию, после чего, его более десяти месяцев пытали в сирийской тюрьме. А также немецкого гражданина, выходца из Ливана Халеда аль-Мазри, похищенного в Македонии и перевезённого в Афганистан, где он также подвергся пыткам. Подобные примеры не единичны, и поиск продолжается. Ясно одно: несколько европейских правительств проворачивали дела в тайне от своих граждан, став подручными Вашингтона. Так странный зигзаг истории возвращает нас в эпоху брежневской доктрины «ограниченного суверенитета» — на сей раз, однако, диктуемой из-за океана американцем Дж. Бушем-младшим…
Le Monde diplomatique (Перевод Исламского комитета России) http://www.islam.ru/pressclub/tema/ardjak/
|