ZEITGEISTВоскресенье, 19.05.2024, 17:50

Приветствую Вас Гость |  
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Дух времени [148]
Концепция общественной безопасности [112]
Мировые новости [58]
Психология, социология, религия [20]
Фильмы онлайн [29]
Экономика [31]
Политика [42]
Юмор [9]

Реклама

Реклама

Главная » 2008 » Декабрь » 5 » Виктор Белов "Давайте разберёмся" ч.4
Виктор Белов "Давайте разберёмся" ч.4
02:13
Глава 4. Принципиальный вопрос. 
 
4.1. Кем быть? 

 В результате действия в российской экономике двух макроэкономических факторов огромной разрушительной силы, порочного налогового кодекса и порочной денежно-кредитной политики, за 8 последних лет Россия из мощной индустриальной державы превратилась в сырьевой придаток для западного капитала. В третьеразрядную страну, которая потеряла не только продовольственную и экономическую независимость, но и находится в шаге от потери политической независимости. И мы должны сами себе ответить на принципиальные вопрос. Кем быть?

 Либо поставщиком на Запад энергоносителей и сырья, либо страной с самодостаточной, мощной и разнопрофильной экономикой, отвоевывающей себе в жесткой конкурентной борьбе достойное место на мировом рынке разделения труда. Ответ для читателя ясен.

 
4.2.Почему мы не можем быть другими? 

 Но у нас есть оппоненты. Очень серьезные оппоненты. Американский аналитик, дающий советы своему правительству и новоиспеченные сырьевые короли, нанявшие стратегических исследователей, нынешнее правительство, "Яблоко", "Союз Правых Сил". Поскольку американский аналитик главнее всех остальных вместе взятых, с ним и поведем разговор. В чем его ошибка? Для любого трезвого экономиста, мало-мальски знакомого с реальными производительными силами России, ответ лежит на поверхности.

 Экспорт сырья для России убыточен. Как же так? Да еще Советский Союз экспортировал сырье? Да экспортировал, потому что ему нечего было экспортировать. Он через свою государственную распределительную систему отбирал часть прибыли у других отраслей и отдавал ее сырьевому экспорту, чтобы получить валюту.

 Экспорт российского сырья в одной части прямо убыточен, в другой части косвенно убыточен, в третьей части, рентабельность его при существующих мировых ценах столь незначительна, что общая прибыль от совокупного экспорта при разваленной промышленности не в состоянии обеспечить даже тот минимальный прожиточный уровень, который могла обеспечить застойная советская экономика.

 Россия не может, а следовательно, не захочет занимать то место на мировом рынке, которое определил ей американский аналитик. И в этом его страшная и грубая ошибка. Все что наворочено и разворочено за эти 8 лет придется исправлять. Долго исправлять. Ломать не строить.

 Прежде чем хвататься за калькулятор, я предлагаю своему оппоненту потратить время и проехать по России, опуститься до реальных производительных сил, увидеть все своими глазами, получить непосредственное восприятие, а затем, имея перед глазами увиденное, с трезвой и холодной головой погрузиться в расчеты.

 Мы не поедем в Москву. Мы сначала поедем в Кузбасс. Мы проедем его насквозь - Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Киселевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Междуреченск. И увидим, в какой нищете живут шахтеры в этих городах. Мы увидим, что вместо денег им выдают талоны, чтобы в шахтовом буфете эти талоны можно было обменять на хлеб и на колбасу, полученные по бартеру. Мы увидим, что каждый шахтер, живущий в частном доме, держит огород, сажает картошку 15 - 20 соток и на этой картошке, навкалываясь в забое, выкармливает свиней, чтобы не подохнуть с голоду. Частный дом - это

не тот частный дом, который вы имеете перед глазами. Эти избенки нужно видеть, чтобы получить правильное представление о частном доме в Кузбассе. 

 Потом мы поедем в Новосибирск, где производят олово, самый дорогой цветной металл после никеля. Мы узнаем, что имея подведенный газопровод, этот город получает тепло и электроэнергию не сжигая газ, а сжигая дорогой и низкокалорийный уголь. Мы узнаем, что мэр этого города обивает пороги Газпрома, чтобы получить фонды (как в старые добрые советские времена) на газ. Потому что сжигая дорогой уголь, мы освобождаем газ для экспорта.

 Затем из Новосибирска мы проедем 4000 км. по железной дороге до Беркакита. Оттуда вместе с колонной автомобилей, завозящей продовольствие по зимнику, проехав 3000 км., через месяц окажемся в Депутатском, где добывают оловянный концентрат. Мы увидим, как добывается этот концентрат. Резина на самосвалах рвется в клочья о породу вечной мерзлоты и срок ее службы 2 -3 месяца. Мы увидим, как водители в сорокаградусный мороз с паяльными лампами ползают под своими машинами. Мы поймем, что срок эксплуатации машин и механизмов в этих условиях в 3 - 4 раза ниже обычных. Мы узнаем, как завозится топливо и продовольствие, чтобы обогреть и прокормить 5-ти тысячный поселок. Мы поймем, что содержание этого поселка полностью ложится на себестоимость произведенного концентрата.

 Полученный концентрат по зимнику свозится к речному порту и дожидается, пока не вскроется Лена. Затем он сплавляется по реке, довозится до железнодорожной станции, перегружается в вагоны и только в сентябре попадает в Новосибирск на оловянный комбинат, там сгружается и хранится, поступая до мая месяца в переработку. Мы узнаем, что ежегодно в мае часть концентрата завозится в Новосибирск "Русланами". Если посмотрим на карту, то увидим, что полученное олово нужно провезти 5000 км. по железной дороге до ближайшей европейской границы. Мы узнаем, что оборачиваемость оборотного капитала составляет 2 года.

 А после этого мы сможем слетать в Юго-Восточную Азию и увидеть, что тот же концентрат, только с более высоким процентным содержанием олова вычерпывается ковшом экскаватора на пляже.

 Мы можем слетать в Норильск и узнать, что такое Северный Завоз, что содержание города полностью ложится на себестоимость произведенных никеля и меди. Мы узнаем, что значительная часть электроэнергии, идущая в производство алюминия, получается от сжигания того же дорогого угля. Мы слетаем на нефте- и газодобывающие промыслы и узнаем, что рабочие обслуживают эти промыслы вахтовым методом. Мы проследим по карте путь, который проделывает добытое сырье до ближайшей границы.

 А вот после всего этого мы должны перейти к методике расчетов. Поскольку экспорт и импорт товаров производится по мировым ценам, то и себестоимость экспортируемого сырья мы должны определить в мировых ценах.

 1. Мы должны взять заработную плату среднеевропейского рабочего каждой отрасли, потому что ради этого и затевались все реформы. Скорректировать эту заработную плату на необходимость в теплой одежде его самого и членов его семьи, скорректировать на повышенные затраты, идущие в оплату за тепло его жилища.

 2. Мы должны высчитать себестоимость тонны угля, тонны нефти, кубометра газа, исходя из мировых цен на основные фонды, необходимые материалы для добычи этого топлива и цены рабочей силы, которую определили выше.

 3. Мы должны высчитать стоимость 1 кВт электроэнергии, 1 ккал. тепла, полученных от сжигания этих видов топлива.

 4. Мы должны высчитать стоимость 1 км. транспортных расходов автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским (отдельно через моря Северного Ледовитого Океана), продуктопроводами и газопроводами.

 5. Мы должны посчитать транспортные расходы на завоз потребительских товаров к местам производства сырья и скорректировать заработную плату рабочих на удорожание этих товаров.

 6. Мы должны учесть низкую оборачиваемость оборотного капитала из-за сезонности завоза сырья и вывоза готовой продукции. Мы должны учесть ускоренный износ оборудования, работающего в условиях Крайнего Севера.

 7. Исходя из этих базовых цифр, мы можем рассчитать себестоимость никеля, олова, свинца, цинка, алюминия.

 8. Проведя такие расчеты, мы увидим, что экспорт цветных металлов убыточен.

 9. При расчете себестоимости нефти мы должны учесть транспортные расходы до границы и относительную убыточность нефти. Относительная убыточность нефти заключается в следующем.

 Советский Союз, а затем Россия, чтобы высвободить часть добываемой нефти для экспорта, вынуждены сжигать дорогой и низкокалорийный уголь. И наш оппонент прекрасно об этом знает, он выделяет через ЕБРР российскому правительству так называемые "угольные займы". Поэтому на себестоимость нефти мы должны накладывать себестоимость угля, используемого в качестве топлива.

 10. Что касается цены на экспортируемый газ, то тут разговор особый. Мы должны высчитать цену 1 ккал., получаемой от сжигания мазута в среднеевропейской стране и цену 1 ккал., полученной от сжигания природного газа. Полученную разницу умножить на количество Ккалорий, поставленных в Европу в виде природного газа. И после этого сравнить формальные российские долги Западу и реальные долги Запада России.

 Впрочем, пусть наш оппонент считает рентабельность экспорта российского сырья по любой другой честной методике. Вывод будет один. Большая и холодная Россия, вынужденная к тому же содержать большую и современную армию, потому что, как показывает история, слишком много жадных рук тянется к богатствам России, увы так глубоко запрятанных природой, не сможет ни прокормить, ни одеть, ни обогреть себя, а тем более обеспечить нормальный среднеевропейский уровень жизни населения за счет только одного экспорта сырья.

 Россия сможет обеспечить достойный уровень жизни своему населению, только имея развитую и мощную промышленность, сильное сельскохозяйственное производство. Россия не сможет, а значит не захочет занимать то место в мировом разделении труда, которое ошибочно определили ей американские стратеги. И упорствовать на своей ошибке - значит совершить во сто крат большую и страшную ошибку. Привести мир к ядерной катастрофе. Уже кто - кто, а мы с читателем свой народ знаем. Вы, господа, Россию перепутали с Латинской Америкой.

 

 
Глава 5. Старые и новые стереотипы. 
 
5.1. Место бюджета. 

 1. Бюджет в рыночной экономике играет третьестепенную роль. Там это всего лишь неэффективные, самые неэффективные издержки на содержание государства. Чтобы убедиться в этом, не надо погружаться во всякие глубокомудрые расчеты. Достаточно взглянуть на внутренние источники наполнения бюджета. Налоговые кодексы даже самых богатых и процветающих стран не позволяют себе изымать более 30-35% от валовой прибыли капитала и в среднем не более 15-20% от доходов населения через прогрессивный подоходный налог.

 2. У всех бюджет - это издержки, а у нас - если послушать депутатов - основной закон. У всех основной закон - это справедливый налоговый кодекс, создающий равные условия для всех участников рынка и, тем самым закладывающий материальную основу для демократии, а у нас - бюджет. Бюджет, который сначала полгода Дума с лихорадочным и маслянистым блеском в глазенках делит на бумаге, а затем правительство целый год делит его фактически, искренне полагая, что в этом и заключается вся его функция. А что там внизу творится, в источнике этого самого бюджета, исполнительную и законодательную власть мало волнует.

 3. Гайдар, который называет себя демократом, введя порочный налоговый кодекс, изымающий всю прибыль в центр, на деле оказался тоталитаристом самого худшего пошиба. Тем самым он изначально ликвидировал материальную основу для развития подлинной демократии. Гайдар и его команда – фальшивые демократы. Все напутали, перевернули с ног на голову. Видимо сдавали экзамены по историческому материализму с помощью шпаргалок.

 
5.2. Частная собственность на капитал.

 1. Насколько рыночное ценообразование должно быть рыночным? Безграничное стремление продавца к завышению цены на товар ограничивается конкуренцией. А если нет этой конкуренции на отдельные виды товаров и услуг, то цены на такие товары и услуги в развитых странах регулируются государством. Только это регулирование у них называется по-другому - антимонопольным законодательством.

 2. Если рыночное ценообразование, то почему-то автоматически предполагается частная собственность на капитал. Какая-такая экономическая необходимость в частной собственности на капитал? И, если есть в этом объективная необходимость, насколько далеко она простирается?

 Право собственности на капитал - это, в первую очередь, право управлять этим капиталом. Важнейшая же функция управления - контроль. Рыночное ценообразование в принципе неконтролируемо. Отсюда и вытекает необходимость в частной собственности. Собственник мелкого и среднего капитала, как правило, является и высшим исполнительным менеджером предприятия. В этом случае проблема контроля решается сама собой.

 
5.3. Приватизация. 

 Рассмотрим проблему на момент начала реформ. Если абстрагироваться от политической и социальной стороны вопроса, и правильно понимать право полной частной собственности на капитал, в котором главное право - право управлять, то совокупному капиталу абсолютно безразлично, кто будет собственником конкретного предприятия господин А или господин В. Лишь бы этот господин успешно управлял своим капиталом, создавал рабочие места, получал прибыль и платил налоги с этой прибыли.

 А управляли советскими предприятиями директора. Сто из ста крупных и средних предприятий, и девяносто из ста мелких предприятий возглавляли очень сильные и умелые управленцы. Они прошли путь от самой низшей иерархической управленческой структуры до самой высшей и знали эту структуру насквозь. Они могут и умеют определить стратегию и тактику развития своего предприятия, они умеют принимать решения и добиваться их исполнения, хорошо ориентируются во внешней экономической среде. Это - все люди с характером лидера, с огромным жизненным и хозяйственным опытом, с исключительной психикой, позволяющей им моментально переключаться с одного вопроса на другой, обладающие огромной работоспособностью, умеющие держать удар. 

 Слабых директоров не бывает. Реальное производство их просто не выносит и вышвыривает вон. И это прекрасно понимала партноменклатура. Директора подбирало и назначало министерство и только согласовывало с обкомами. Поэтому первым и единственным кандидатом на собственника был и остается директор. Оставался открытым вопрос, насколько конкретный директор примет новую систему и разберется в новых рыночных механизмах. Наиболее логичной (повторяем, если абстрагироваться от социальной и политической стороны вопроса) схема приватизации выглядела бы такой.

 Предприятия, преобразуются в акционерные общества, 49% акций через распределительный механизм (через ваучер или как-нибудь по-другому) раздается мелким акционерам, 51% акций отдается руководителю предприятия с небольшой ценой выкупа, растянутой, скажем, лет на десять. Устанавливается испытательный срок, например 3 года, и через хорошо продуманный механизм, в зависимости от успешности управления, либо право полной собственности узаконивается раз и навсегда, либо контрольный пакет выставляется на аукцион.

 "К чему это все "как надо бы", - возразит читатель, если поезд ушел, вопрос потерял актуальность, и контрольные пакеты все равно попали в руки тех же директоров. Нет, не потерял актуальность. Давайте разберемся, к чему привела приватизация по-российски. Директор после акционирования оказался перед выбором.

 1. Или становиться преступником и организовывать всякие аферы: уводить оборотный капитал своего предприятия в "чернуху", на которую потом создавать подставные фирмы, извлекать из оборота предприятия деньги, класть их на депозит, а затем оформлять их на себя в виде ссуд и т.д. и т.п. Потому что не может, человек, получавший 1000 рублей в месяц, выкупить контрольный пакет акций.

 2. Или заигрывать с рабочими, чтобы на очередном собрании акционеров, они его снова выбрали директором, пока не придет кто-нибудь со стороны и не скупит у рабочих акции, и не вышвырнет его на улицу. И тогда перед ним встанут обыкновенные житейские проблемы, как прокормить семью и дотянуть до пенсии. И что же наш директор. У него нет выбора, он идет по первому пути и пускается во все тяжкие. Но он же достиг своей цели, возразит читатель, он за эти 8 лет завладел контрольным пакетом и фактически, и юридически. Пусть теперь работает, перевооружает свой завод, расширяет его, налаживает выпуск новых изделий, находящих спрос на рынке.

 Наш новый собственник, он, что с ветки упал, или слепой и глухой, и не видит, и не слышит, что творится кругом. Пока твое предприятие банкрот, в котором жизнь чуть теплится, тебя еще сильно не беспокоят, но стоит хотя бы на время наладить мало-мальски значительные финансовые и материальные потоки, немедленно начинаются всякие "наезды", начиная от бандитского рэкета и вымогательства мелких чиновников и кончая атаками московского капитала или власти новоизбранного губернатора.

 Копни сейчас любой контрольный пакет - это преступление, любой мало-мальски значительный уставной фонд новой фирмы - это преступление. Система сделала из директоров, лучших менеджеров, уважаемых людей, собственников, а из собственников преступников. И поэтому наш новый собственник, исходя из простых житейских соображений, а не из макроэкономической болтовни, поддерживает, насколько может, чуть теплящуюся жизнь на своем заводе, потихоньку через "черный нал" ворует у своего же предприятия, и наворованное либо закапывает в землю, либо вывозит за границу.

 Какое расширенное воспроизводство? Какая демократия? Какая свобода? Свобода чего? Свобода жить в страхе перед законом? Свобода воровать у самого себя? Свобода терпеть произвол чиновников и откупаться от них взятками?

 Главный выход. Если мы хотим создать действительно демократическое общество, мы должны собственнику дать свободу на полное право собственности. Как это сделать? Сейчас собственник - преступник. Дать свободу преступнику - это амнистировать его. Принять закон, процедуру, механизм, по которому все манипуляции, связанные с приватизацией, амнистируются. А право собственности юридически закрепляется и никакими судебными исками не преследуется. Чтобы не наломать дров в спешке и горячке, взять сотню крупнейших предприятий, по желанию самих владельцев, рассмотреть ситуацию с контрольным пакетом акций и создать правовой прецедент. Разработать закон и принять его с вводом, скажем, через год, с тем, чтобы собственники имели время привести свои дела в порядок и попасть под этот закон. Немедленно отменить декларирование уставных фондов и покупку акций. Амнистировать "черный нал",идущий на эти цели. Амнистировать выведенный капитал из обращения и вернувшийся в легальный оборот через внесение в уставные фонды и покупку акций.

 
5.4. Национализация. 

 1. Для управления крупным предприятием, например, таким как автомобильный концерн, требуется высокий профессионализм. Поэтому президента такой компании нанимает совет директоров. И здесь встает проблема контроля. Совет директоров нанимает фирмы для проведения аудиторских проверок (ревизий). Топ менеджерам выплачивают гонорары в 5-10 раз выше, чем любому другому работнику этой компании. Часть гонорара выплачивается акциями управляемого им акционерного общества. Как правило, через 5 лет проводится смена руководства. Президент регулярно сменяет персонал, в первую очередь в подразделениях, занимающихся снабжением и сбытом. Создаются службы внутренней безопасности и т.д. и т.п.

 Поэтому вопрос о госсобственности - вопрос не политический и не идеологический, а экономический. Вопрос об умении государства через свое правительство управлять государственными предприятиями, подбирать и назначать умелых директоров и контролировать их. Вопрос этот не общий, а конкретный, который нужно решать, исходя из фактической структуры производительных сил. Поскольку мы уже ответили на вопрос кем быть, то сможем правильно ответить на вопрос, какие предприятия должны быть государственными.

 2. В условиях российской экономики, вышедшей из советского хозяйства, государственными должны быть: а) нефтедобыча и газодобыча; б) продуктопроводы и газопроводы; в) железнодорожный транспорт; г) энергетика; д) крупнейшие нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия; е) крупнейшие предприятия черной и цветной металлургии.

 3. Да это же передел? Да, передел. Придумали фетиш, новый стереотип, который пытаются навязать. Ничего страшного в этом переделе нет. Он затрагивает интересы нескольких десятков людей, никакой гражданской войны или раскола не будет. Наоборот, получит поддержку всего общества. Вопрос о национализации не юридический, а политический, вызванный экономической целесообразностью. И решать его нужно не юридическими, а политическими методами, потому что все мы хорошо знаем, откуда и как появилась эта частная собственность.

 
5.5.Государственное регулирование цен. 

 1. Государство должно регулировать внутренние цены где прямо, а где косвенно, через сырьевую биржу: на нефть, газ, топливо, ж/д тарифы, тарифы на тепло, эл/энергию, услуги связи, воду, черные и цветные металлы, лес, химическое сырье.

 2. Экспорт сырья должен облагаться такими акцизами, которые поставки на внутренний рынок делали бы более выгодными.

 3. Базой для формирования внутренних цен на сырье должен быть внутренний платежеспособный спрос на продукцию отечественных производителей, а не мировые цены. Постепенное выравнивание внутренних цен на сырье с мировыми должно идти через повышение платежеспособного спроса населения, но никак не наоборот.

 
5.6. Проблема частной собственности на землю. 

 Необходимо преодолеть стереотипы мышления, доставшиеся нам от советской хозяйственной системы в отношении к сельскому хозяйству. Роль с/х в рыночной экономике для всей хозяйственной системы не меньшая, а пожалуй даже большая, чем роль топливно-энергетического комплекса для промышленности.

 Кроме того, Запад не заинтересован в проведении реформ, направленных на восстановление экономической мощи России. Значит шантажа, политического и экономического давления не избежать. И здесь у нас слабость - продовольственная зависимость от поставок Запада, которую предстоит в кратчайший срок ликвидировать. Каким образом? Мы должны разобраться, как с/х функционирует в рыночной экономике. Узловым моментом для понимания является земельная рента, которой в советской экономике не было.

 Экономической теорией эта проблема хорошо изучена. Суть ее заключается в следующем. Все земли грубо можно разбить на 3 группы по плодородию: а) лучшие земли; б) средние земли; г) худшие земли.

 Базой рыночной цены на с/х продукцию является индивидуальная цена производства на худших землях. Фермер, работающий на средних землях и лучших землях, получает сверхприбыли, которые изымаются в виде рентной платы за землю в пользу землевладельца. А у землевладельца государство забирает сверхприбыль путем земельного налогообложения. Это теория, но практика несколько иная, особенно в США.

 При урожайных годах фермеры лучших и средних земель имеют возможность повлиять на оптовые цены зерновых в сторону их снижения, что может привести к разорению фермеров, работающих на худших землях, и таким образом часть земли может быть выведена из севооборота в урожайные годы, которых затем будет не хватать в неурожайные. Поэтому правительство США в урожайные годы производит закупки зерновых из бюджета, не давая опуститься ценам до заданного минимума, определенного практикой. Сезонное кредитование фермера производится не банками, а переработчиками и посредниками через систему фьючерсных и форвардных контрактов, которых, в свою очередь, кредитуют уже банки. Поэтому бюджет США вынужден поддерживать определенный уровень оптовых цен, потому что банкротство фермера, работающего на худших землях, потянет за собой длинную цепочку.

 Проблема земельной ренты в условиях России из-за ее огромной территории многократно усложняется. Из-за климатических особенностей и низкой агрокультуры урожайность на худших землях в 4-5 раза ниже, чем на лучших. Урожайные годы чередуются с неурожайными, и разброс валового сбора зерна в целом по стране из года в год имеет значительный диапазон. Из-за погодных условий на одних землях может быть урожай, а на других неурожай.

 Республики бывшего Советского Союза, в первую очередь, такие как Казахстан, Украина, Белоруссия могут также повлиять на формирование оптовых цен на зерновые. Поэтому в условиях России активное и значительное по объему финансовых вложений государственное регулирование оптовых цен на зерновые обязательно. Только такое регулирование должно быть направлено в сторону повышения закупочных цен, а не наоборот.

 Если государство ставит задачу обеспечить продовольственную независимость страны, то оно должно прекратить порочную практику грабежа села городом. Государство должно помогать с/х не в период посевной и уборочной, обеспечивая его горюче-смазочными материалами, загоняя его в кабалу к губернаторам, а тогда, когда урожай убран, закупая у фермеров, работающих на худших землях, зерно по завышенным ценам, тем самым обеспечивая будущую посевную и уборочную. В рыночной экономике деньги поступают к производителю через продажу. Никто никого не дотирует.

 Исходя из правильного понимания сущности земельной ренты, мы можем дать ответ на вопрос о частной собственности на землю. Нет никакой экономической необходимости вводить частную собственность на землю, пригодную для с/х землепользования. На Западе существует частная собственность на землю, потому что так сложилось исторически. Напротив, частная собственность на землю только запутывает рентное налогообложение и вводит паразита - посредника - землевладельца.

 Собственником с/х земли должно быть государство, ни край, ни область, а именно центральное государство, которое сдает в аренду фермеру землю на 25 лет с испытательным сроком в 5 лет. Если конкретный фермер не может обеспечить прибыльность своего хозяйства, то земля у него отбирается и передается другому фермеру.

 Фермер платит после уборки урожая рентный налог в федеральный бюджет. Фермер, работающий на худших землях, должен быть освобожден от этого налога, либо для того, чтобы сохранить единство бух. учета и стат. отчетности, размер этого налога должен быть для него чисто символическим. Собранные рентные налоги бюджет обязан немедленно возвращать в с/х, закупая по завышенным ценам зерно, выращенное на худших землях.

 

 
Глава 6. Управленческая стратегия.
 
6.1. Структурные искажения.

 1. Как правило, любая макроэкономическая болтовня разного рода экспертов о подъемах и спадах - это пустое и занаученное гадание на гуще подозрительных стоимостных показателей людей, не знающих и не понимающих реальных механизмов, реального состояния производительных сил, рассматриваемой экономической системы, знающих об этой системе понаслышке, из книжек, написанных подобными же специалистами.

 Любой подъем - это, в конце концов, или ввод новых производственных мощностей, или расширение, либо реконструкция существующих. Поэтому для проведения реформ необходима управленческая стратегия, простая управленческая стратегия, основанная на здравом смысле. И уже после этого необходимо формировать макроэкономическую среду, благоприятную для выполнения этой стратегии.

 2. При выработке такой стратегии мы должны преодолеть еще один стереотип, доставшийся нам в наследство от советской хозяйственной системы. В рыночной экономике все построено по-другому. Основными движущими силами развития производительных сил являются: а) стремление капитала к получению максимальной прибыли; б) стремление населения к получению максимальных доходов. Основные деньги находятся в руках: а) у капитала; б) у населения. 

 Необходимо четко понимать, что деньги у населения - это не те деньги, которые были у советского рабочего, или имеет сегодняшнее российское население. Среднегодовой доход обеспеченного американца составляет около 100 тыс. долларов. Отсюда и структура расходов иная, чем у нас, которая разгружает бюджет.

 Даже самые богатые и процветающие государства не позволяют себе изымать через налогообложение более 30-35% от валовой прибыли капитала и совокупного дохода населения, создавая тем самым, с одной стороны, условия для расширенного воспроизводства капитала, а с другой стороны, обеспечивая высокий платежеспособный спрос, что в конечном итоге обеспечивает динамику развития экономики. Изъятые деньги в виде налогов немедленно возвращаются через расходные статьи бюджета тому же населению в виде выплаты заработной платы государственным служащим или социальных выплат, а также отдельным агентам капитала в виде госзаказов.

 Любая стоимость, находящая сбыт, заканчивает свой путь в сфере потребления либо в виде готового изделия, либо в виде материала, входящего в это изделие, либо через амортизацию средств производства. Поэтому весь капитал страны за исключением ВПК развернут туда, где находятся деньги, к населению. Нам, людям, воспитанным на социалистической экономике, имеющим перед глазами предприятия металлургии, энергетики, тяжелого машиностроения, являющихся гордостью советской индустрии, очень тяжело дается понимание того, что в рыночной экономике мотором, главной движущей силой, является производство товаров потребления населением. Да, да! Того самого ширпотреба!

 3. Современные производительные силы оказались способны обеспечить такую производительность труда, которая позволяет наладить массовый выпуск фактически любого товара сферы потребления. А для массовой реализации товара необходим и массовый платежеспособный спрос. Хочу обратить ваше внимание особо на этот момент. Он чрезвычайно важен и в социальном, и в политическом плане. Капитализм, пройдя 100-летний драматичный путь своего развития, приведший миллиарды людей к страданиям и лишениям, к гибели десятков миллионов в ходе двух мировых войн, через логику развития производительных сил, только к концу XX столетия стал социально привлекателен.

 4. Преодолев этот стереотип, мы можем увидеть, что на момент введения рыночного ценообразования в наследство от советской хозяйственной системы досталась искаженная структура экономики как на техническом уровне, так и на стоимостном уровне.

 4.1. Искажена структура производственных мощностей: гипертрофированна тяжелая промышленность, не развито производство товаров потребления населением, в том числе сельское хозяйство. К тому же из сельского хозяйства за 80 лет выкачана лучшая рабочая сила.

 4.2. Искажена структура на стоимостном уровне. Низкий платежеспособный спрос населения. В результате чего бюджет вынужден дотировать коммунальные услуги, медицину, образование, сельское хозяйство, угольную промышленность и прочее. На бюджет ложится нагрузка по фактическому увеличению заработной платы не только госслужащих, но и рабочей силы, нанятой капиталом.

 Образовался порочный круг, низкие доходы населения - необходимость дотирования бюджетом - необходимость фискального налогообложения - гипер влияние бюджета на экономику в целом - коррупция - разорение капитала - низкие доходы населения. И этот порочный круг разорвать очень непросто.

 4.3. Искажена профессиональная структура наемной рабочей силы. Многие специальности с введением рыночного ценообразования оказались просто ненужными. Если для промышленности и торговли требуется только переучивание (пусть даже стихийном образом), то для организации притока рабочей силы в сельское хозяйство потребуется переселение людей из города в село. А значит потребуется мощное развитие индивидуального сельского жилищного строительства.

 5. Поскольку мы определились с принципиальным вопросом кем быть, то на данный момент стратегической линией должно быть исправление этих двух крупных структурных искажений. А компасом, который бы не дал нам сбиться с этой линии, является структура внешнеторгового баланса. 

 
6.2. Государственные программы. 

 Сами собой эти структурные искажения не ликвидируются. Процесс должен быть управляемым. Необходимо разработать и реализовать несколько государственных программ. Не нужно быть глубоким экономистом, чтобы назвать их.

 1. Государственная программа подъема с/х.

 2. Государственная программа развития отечественного автомобилестроения.

 3. Государственная программа создания электронной промышленности.

 4. Государственная программа по развитию жилищного строительства.

 5. Государственная программа по созданию киноиндустрии. Создание массового, прибыльного производства кинофильмов, телефильмов, мультфильмов.

 6. Государственная программа по сохранению научно-технического потенциала ВПК.

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

 Сложные стоят задачи? Да не такие уж и сложные. У молодой советской республики проблемы были в тысячу раз сложнее. Базовые отрасли созданы, квалифицированная рабочая сила еще не вымерла, тяжелый урок рыночных реформ получен, а приобретенные знания и опыт в конечном итоге перерастут в умение. Для российской экономики даже в ее нынешнем состоянии наладить выпуск ширпотреба не такая уж и непосильная задача. Лет за 10-15 положение можно выправить.

 Главное, разобраться в непривычных для нас пока рыночных механизмах и законах. А если суметь разобраться, то выяснится, что не такие уж они и сложные, и не так уж их и много. И почти все они хорошо описаны в "Капитале" К. Маркса. А за чтение этой книги мы в свое время получали пятерки на экзаменах. Так, как мы читали эту книгу, уже никто и никогда не прочитает. Конечно, новое поколение экономистов будет читать "Капитал", но по-другому.

 
В. Белов 


  Тел. (3832) 51-80-95
  V_dec@mailru.com


Категория: Концепция общественной безопасности | Просмотров: 761 | Добавил: zeitgeist | Рейтинг: 0.0/0 |


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Декабрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Облако Тэгов
доллар США Китай нефть государство кредиты Бог скачать Маркс причины кризиса демократия власть ФРС вакцины прививки Аргентина долги Европа евреи Путин геополитика Германия религия кризис Кийосаки экономика рынок деньги Даллес язык LETS валюта элита вооружение армия оружие война олигархи книга свобода Золото FEMA новый мировой порядок национализм банки видео СССР социализм криминал фондовый рынок CDS эмиссия Полсон Lehman Brothers инфляция Рейган Литва Евросоюз коррупция цензура ВВП дефолт сельское хозяйство ресурсы мировое правительство Римский клуб рубль биржа банкротство Исландия Анекдоты голодомор диктатура безопасность Ющенко политтехнологии революция граница прогноз мультфильм НАТО ООН антибиотики меламин молоко нитраты пестициды скандал Бакстер ЕЭС Латвия амеро масоны юмор школа газпром психология Америка потребление сионизм МВФ ГМО добавки ГМ-продукты продукты СМИ СПИД ВТО ТНК глобализация Россия ОБСЕ Сталин геноцид Нация общество Парламент политика Украина продовольствие продукты питания ЕС земля ДСТ Monsanto TARP образование zeitgeist дух времени Израиль иран вирус вакцина ВОЗ вакцинация Baxter онлайн расизм социология медицина авторское право Ювенальная юстиция дети Здоровье мировое провительство Фурсов динар Ливия

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Самые комментируемые
новости
[30.01.2009]
И. Николаев "Системы местных валют – некапиталистические экономики в странах Запада" (продолжение) (8)
[16.03.2009]
Forbes: Рейтинг самых богатых людей планеты 2009 (7)
[19.06.2011]
Хаос и революции — оружие доллара (6)
[07.02.2009]
НАЦИОНАЛИЗМ: сущность, происхождение, проявления (6)
[18.12.2008]
Настоящие причины мирового финансового кризиса -1 (6)
[17.12.2008]
Игра на землю (5)
[10.03.2009]
Россия отдает Китаю полтора острова (5)
[19.02.2009]
Максон "Про Римский клуб, конец света и ГМО. Часть третья." (5)
[15.03.2009]
Михаил Леонтьев "Доллару осталось гулять считанные месяцы" (5)
[15.12.2008]
В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин "Война после войны: информационная оккупация продолжается" (4)

Rambler's Top100

Copyleft ZEITGEIST.ORG.RU © 2024