Рынок поставит всех по своим местам
Волшебная сила рынка! Вот самая замечательная пилюля, благодаря которой «совок» собирался решить все свои проблемы. Рынок – это когда производится не то, что приказал Госплан или посчитал нужным чиновник, а то, что нужно людям и пользуется спросом. Конкуренция – великое оружие в битве за высокое качество товара! Но вышло несколько иначе… «Совок» ожидал, что в совокупности с новой системой хозяйствования его ждет неизбежное процветание. Талантливые и деловитые люди получат по заслугам, а бездарные и инертные никого уже не беспокоили. По крайней мере, активисты западной ориентации таковыми себя не считали. Тем более сказки о том, что пособие по безработице на Западе выше, чем зарплата советского учителя, предполагали, что и бездарю и тунеядцу найдется место под солнцем. Рынок и конкуренция поставит всё и вся на свои места.
Конкуренция по-советски упрощенно виделась, как два киоска, в которых сидят два продавца и потребитель имеет право выбора пойти к тому, кто лучше обслужит и предложит более качественный товар по сходной цене. Все логично. Кроме одного. В СССР никто не думал о том, что два киоска могут принадлежать одному и тому же лицу, что практически исключает само понятие конкуренции за ненадобностью. Разумеется, в современных условиях осознанно никто не будет грубить покупателю, который «может быть прав». Но он будет делать все возможное, дабы увеличить свою прибыль. В том числе обвешивать и обсчитывать. Или распределять роли, когда один киоск обсчитывает, а другой обвешивает. Какая связь «киосков» с глобальными рынками? Самая прямая. Они устроены идентично, по одной и той же схеме, на одних и тех же принципах.
***
Среди первых «пострадавших» от вхождения в капиталистическую систему хозяйствования оказались табачные фабрики бывшего СССР. Отрасль гиперпривлекательная, поскольку спрос на табачные изделия будет всегда. Тем более что вложенные средства гарантированно окупаются в самые короткие сроки. Глобальным корпорациям было очень легко войти на освободившийся после развала социалистической системы рынок. Их там давно ждали с вожделенной пачкой Marlboro, которую бесплатно раскручивали в любом перестроечном фильме, желая показать успешного или богатого человека.
«Табачные корпорации» обладали не только колоссальными финансовыми возможностями, но прямо или опосредованно контролировали всю цепочку табачной отрасли. От производства сырья в странах третьего мира, мировых бирж, определяющих цены на него, до сбыта. С учетом контроля всей цепочки корпорации легко могли манипулировать ценами на свою продукцию, что в итоге делало невозможным какую-либо конкуренцию со стороны независимых игроков. Ведь, по сути, закупка того же самого сырья происходила на рынках, подконтрольных ТНК. Итогом стало то, что в течение непродолжительного времени весь рынок табачных изделий был монополизирован транснациональными кампаниями. Практически все отечественные торговые марки были скуплены и расположены согласно мировой табели о рангах, где «отечественным брендам» была уготована роль самого нижнего и среднего ценового сегмента и соответственно качества. Премиум-сегмент заняли мировые бренды. Какая может быть в этом случае конкуренция? Между Camel и Прилуки?
Не может быть конкуренции между Philip Morris International и JTI. Ведь они все свои! Вопрос ведь не в том, чтобы «своих» не было на рынке, а в том, чтобы чужие не мешали! В результате в табачной отрасли «чужих» не осталось совсем. Вся конкуренция в табачной отрасли свелась к исключительно показушной смене упаковок и рекламно-маркетинговых стратегий, результат которых совершенно не меняет общей картины для ТНК.
Если кто-то считает, что табачная отрасль не показатель, то можно рассмотреть любую другую. Желающие опровергнуть утверждения, что конкуренции не существует и каждый в современном мире может добиться успеха, может зайти в любое приличное питейное заведение и попросить воды. Разумеется, он получит стаканчик с незабвенной «Coca-Cola» или «Pepsi». И даже если где-то ему принесут сок с надписью «Дорогой», он может не сомневаться, что сделан он на тех же фабриках «Coca-Cola», просто был адаптирован под локальные рынки. Весь цинизм положения в том, что ТНК оккупировали самые лучшие торговые площадки, самые лакомые куски рынка и, пользуясь своими финансовыми возможностями, могут влиять на цены и на торговую политику розничных сетей. ТНК получают большие прибыли, могут «покупать» более способных работников, вкладывать больше средств, чем кто-либо в новые разработки и продвижение своих товаров. Конкуренция на фактически монопольных рынках невозможна! Это бред, как возможности любителю победить профессионального боксера в равном бою. Все, что остается любителям «конкурировать», это занимать рыночные ниши с минимальной финансовой привлекательностью или встраиваться в производственно-сбытовые цепочки ТНК, тем самым работать на ТНК и по их правилам. Кто-то может задать вопрос, а какая разница, на кого работать? На ТНК или «Иванов и партнеры»? Разница в деньгах и в том, куда они в результате будут уходить. В развитие какой страны они будут вкладываться. Где будут сконцентрированы новейшие технологии, приносящие большую прибыль, нежели выплавка стали или добыча полезных ископаемых. Чем будут заниматься граждане страны: научными разработками или выплавкой чугуна у мартена. И все это имеет самое прямое отношение к уровню жизни. Интеллект стоит дороже, чем работа металлурга. Продукт высокого передела, как называют высокотехнологичную продукцию, приносит больше прибыли. Он более «экологичен».
Подобное табачной (ровно, как и пищевой и многим другим) положение сложилось в автомобилестроении, где прямо или косвенно господствуют ТНК. Так или иначе, весь мировой автопром сконцентрирован в руках нескольких корпораций, которые являются законодателями «автомобильной моды». Именно они «определяют» то, какая марка автомобиля будет стоить больше, а какая меньше. Качество «родной марки» всегда будет выше, чем той, которая производится в странах третьего мира. Renault никогда не позволит, чтобы «дочерняя» румынская Dacia (на российском рынке она представлена под брендом Renault) была лучше. Аналогичным образом распространяются «новые технологии», которые приходят в страны третьего мира несколько «устаревшими». Как в колониальном прошлом, роль колонии сводилась к производителям сырья, такая же роль уготована современным странам, жители которых уверовали в глобальный свободный рынок и конкуренцию. Система устроена таким образом, что выйти из-под контроля «западных» корпораций практически невозможно. Войти в число «золотого миллиарда» на равных правах невозможно. «Запад» определяет то место в мировом разделении труда, которое может занять та или иная страна. И оно не может быть первым по определению.
Наиболее предприимчивый житель «неоколоний» может рассчитывать только лишь на то, чтобы занять место «представителя» западной ТНК. Выполнять черновую работу по возделыванию «колонии» и эксплуатации своих сограждан. «Колонизаторы в пробковых шлемах» XXI века придумали гениальную схему, когда в колониях не надо держать военных гарнизонов и генерал-губернаторов. Эти функции выполняют местные «царьки-президенты». Назначенные Западом и приведенные к власти при помощи «демократических» манипуляций выбором людей, они уподобляются известному персонажу «Белого солнца пустыни», который радостно кричал: «Товарищ Сухов назначил меня любимой женой». В нашем случае товарищем Суховым является какой-нибудь господин Сорос или Буш. Однако любимые жены этих господ не задерживаются надолго, и зачастую многие из «желающих интегрироваться» в «западные элиты» заканчивают свою карьеру «международными трибуналами» или тюрьмой в штате Калифорния. В лучшем случае забвением. Но абориген колонии свято верит в то, что его страна «независима», а он свободен в своем выборе будущего страны. Он увлеченно бьет в тамтамы, принимая звуки барабанов и бубнов за подлинную свободу. Он рассуждает о национальной культуре, ее возрождении, не замечая, как все вокруг него наполняется совершенно чуждыми его исконной культуре смыслами. Он закатывает глаза, с вожделением ожидая того момента, когда он станет великим менеджером, т. н. средним классом, белым воротничком и расположится в чистом офисе на сотом этаже небоскреба. Увы, но средний класс как явление возможен не там, где размещены рабочие цеха планеты, шахты и рисовые поля, а где находится управление. В мировой табели о рангах населению колонии уготована роль «пехоты», а не «генералов».
Глобальный рынок контролирует колонии гораздо более эффективно и менее затратно, чем в недалеком прошлом. Сегодня ему достаточно контролировать мировую финансовую систему, рынок вооружений, высокие технологии, средства массовой коммуникации, цены на сырье, рынки сбыта, что бы определять внутреннюю и внешнюю политику подконтрольных стран. Надо отдать должное западным корпорациям, что они добились практически полного контроля над всеми развивающимися странами. Сегодня ни одна развивающаяся страна не в состоянии полноценно противостоять Западу. Место под солнцем занято, и его не уступят никому, как никогда не уступали ранее за «красивые глаза» по доброй воле. Однако столь очевидный факт многие попросту не хотят замечать. Они неистово долдонят о том, что мир изменился, появились какие-то «ценности». Мир не изменился, он стал другим. Те дяди, которые приезжают в «суверенные страны» и рассказывают истории о том, как надо стать миллионером, как надо много работать и о чем думать, – не более чем рекламная акция финансовой пирамиды, в которую втягивают доверчивых «лохов».
http://ruska-pravda.com/index.php/200906303092/stat-i/obschestvo/2009-06-30-08-11-16.html
|