ZEITGEISTВоскресенье, 19.05.2024, 16:52

Приветствую Вас Гость |  
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Разделы новостей
Дух времени [148]
Концепция общественной безопасности [112]
Мировые новости [58]
Психология, социология, религия [20]
Фильмы онлайн [29]
Экономика [31]
Политика [42]
Юмор [9]

Реклама

Реклама

Главная » 2009 » Май » 6 » "Политико-экономическое измерение украинской экономики"
"Политико-экономическое измерение украинской экономики"
12:02
Политический процесс, экономическая жизнь любого государства всегда определяются интересами и поведением его ведущих социально-экономических акторов. Информация о том, кто является таковыми, позволяет понять, что происходит в стране и с высокой степенью точности предсказать возможные варианты развития событий. 

В украинских средствах массовой информации подобных “ключевых игроков” политико-экономической жизни страны обычно называют “олигархами” (калькируя российскую массмедийную терминологию), тем самым, пытаясь представить основные экономические и общественно-политические события в Украине как прямой результат деятельности какой-либо личности. На наш взгляд, более точным здесь является понятие политико-экономической группы - объединения бизнес-структур, которое в своей деятельности: 
вышло за рамки первичного накопления капитала и формирует механизмы развития своего бизнеса в стратегической перспективе;
на регулярной основе осуществляет “инвестиции в политику”, обеспечивая присутствие “своих” представителей в политических структурах, СМИ, органах исполнительной, законодательной и судебной властей; 
старается сделать собственную модель воспроизводства частью (или основой) государственной экономической стратегии и лоббирует её внедрение на общенациональном уровне;

При такой трактовке понятие политико-экономической группы включает в себя не только собственников больших капиталов, работающих в той или иной сфере (собственно “олигархов”), и их “партнеров” в органах государственной власти, но и людей, занятых на предприятиях, входящих в сферу интересов данной группы. Благосостояние и социальный статус этих людей непосредственно зависят от деятельности указанных капиталов, поэтому они потенциально могут стать социальной базой политических действий, предпринимаемых представителями политико-экономической группы.

Политико-экономические группы в Украине возникают и формируются в процессе “кристаллизации” и институциализации диспропорций, характерных для сегодняшней украинской экономики. Наиболее значительная из них - разрыв в прибыльности оборотных и основных фондов. Доходность от операций с финансовыми активами оказывается значительно выше доходности в реальном секторе, что привело к оттоку ресурсов из реального сектора экономики в финансовую и торгово-посреднические сферы и появлению разрыва между группировками финансовых и торговых посредников, с одной стороны, и предприятиями реального сектора - с другой. По сути рыночная система в Украине сделала выгодным обслуживание процесса “потребления стоимости”, а не ее создание.

Вторым значительным фактором возникновения и формирования политико-экономических групп в Украине стал процесс либерализации в условиях сохранения монопольной структуры экономики. Результатом такой экономической политики стало доминирование экспортно-сырьевой модели развития украинской экономики, в рамках которой, в свою очередь, развивается конфликт между группировками, опирающимися на отрасли со сложными процессами производства и контролирующими топливно-сырьевые сектора экономики.

Таким образом, политико-экономическое пространство Украины может быть представлено в виде двух оппозиций: 1) финансовый - реальный сектора; 2) производства с высокой добавленной стоимостью - топливно-сырьевые сектора. За период реформ с 1991 по 1999 гг. политико-экономическое влияние торгово-финансового и топливно-сырьевого секторов экономики приобрело гипертрофированные формы, что, собственно, и предопределило сегодняшний кризис украинской экономики. 

Ниже будут рассмотрены ведущие политико-экономические группы Украины: торгово-финансовый капитал, военно-промышленный комплекс (ВПК), агропромышленный комплекс (АПК), производители товаров народного потребления (ТНП), а также группа зарубежных ТНК и международных финансовых организаций. 

ТРЕЙДЕРСКИЙ КАПИТАЛ - “ФАВОРИТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ”

Эта группа представлена разнообразными торговыми предприятиями, посредническими фирмами, банками, страховыми, инвестиционными фондами, другими финансовыми институтами, ведущими сегодня деятельность, слабо связанную с реальным сектором экономики.

Трейдерский капитал объективно закладывает устои так называемого “кланового капитализма”, ярким примером которого является экономическая политика кабинета П. Лазаренко. Учитывая, что предмет большинства сырьевых операций - российские энергоносители (от которых зависит большинство схем, связанных с экспортом продукции отечественного происхождения), эти группы в итоге становятся оппозицией прозападному вектору развития Украины. Их устраивает “мягкая” зависимость от России и тесные связи с представителями российского нефтегазового сектора.

Представители этой группы наиболее сильно зависят от государственной политики. Торгово-финансовый капитал в Украине сегодня может развиваться в основном при условии инкорпорации во властные структуры, обеспечивающие ему внешнеэкономический протекторат и “прикрывающие” теневые схемы. 

Однако, несмотря на слабую связь с реальным сектором как ссудный, так и торговый капитал, будучи органическими частями оборота национального капитала, могут существовать обособленно от реального сектора лишь короткое время. В условиях продолжительной депрессии внутреннего производства торгово-финансовый капитал переориентируется на более стабильную основу своего функционирования, в условиях Украины - на производственный капитал развитых стран, тем самым, превращаясь во влиятельное лобби его экспансии в Украину. Как результат, происходит замещение на внутреннем рынке отечественного производственного капитала иностранным торговым при активном содействии украинских торгово-финансовых группировок. 

Правда, последние получат выгоду от этого процесса лишь в краткосрочной перспективе. В дальнейшем, в условиях сокращения внутренних источников развития, они постепенно уступят место своим более мощным иностранным конкурентам. Этот процесс будет сопровождаться ухудшением положения торгово-финансового капитала и распространением кризиса на все его составляющие, что и продемонстрировали кризис банковской системы и резкое ухудшение положения торговых предприятий в 1998 году.

В целом, указанная политико-экономическая группа сегодня вынуждена реструктуризировать собственный бизнес и приноравливаться к качественно новой ситуации. Её инвестиции в политику ставят своей целью, прежде всего, обезопаситься от возможных резких изменений экономической политики. В этом контексте закономерно сверхнастойчивое стремление представителей указанной политико-экономической группы получить командные высоты в украинской политике, кооптировать своих представителей в структуры власти.

ГРУППА АПК

Особенностью данной группы является заинтересованность в уменьшении зависимости от крупного торгового капитала и во внедрении системы непосредственной политической, финансовой и административной государственной поддержки предприятий АПК. 

Учитывая длительный период существования неблагоприятных условий для развития АПК, приведший к накоплению гигантских долгов, представители названной группы стремятся не допустить превращения земли в рыночный товар, поскольку это усилит зависимость аграриев от многочисленных кредиторов, и приведет к неблагоприятному изменению существующего расклада сил. Поэтому в решении долговой проблемы капиталы данной группы заинтересованы в безусловном списании долгов, поскольку в случае превращения долгов в ценные бумаги контроль над отраслью автоматически перейдет к другим политико-экономическим группам. 

Основной аргумент, используемый группой для продвижения своих интересов на властном уровне, - наращивание экспорта продукции сельского хозяйства. Учитывая низкую конкурентоспособность отрасли на западных рынках, приоритет отдаётся рынкам стран СНГ. Именно там украинские аграрии видят реальные возможности получения стабильного дохода. Соответственно, тезис про “Украину как аграрное государство” тесно увязывается с политическими лозунгами об усилении интеграции Украины, России и Беларуси. Такая ориентация, по их мнению, могла бы стать для Украины, своеобразным “трамплином” для входа на равных в ЕС и другие международные объединения. Представители группы АПК объективно заинтересованы в умеренной девальвации гривны, что будет создавать благоприятные условия для экспорта сельхозпродукции. Учитывая значительную роль рынков Российской Федерации, эти девальвационные интересы будут зависеть от темпов и сроков девальвации рубля.

Прямая зависимость АПК от государства предопределяет его заинтересованность в сохранении модели государственного патернализма (что в значительной мере совпадает с тоской населения по государству-опекуну образца 70-х годов). Поэтому политическое аграрное лобби активно эксплуатирует социальную тематику, острота которой обусловливается действительно трудным положением сельского населения. 

Положение группы АПК довольно устойчивое, ввиду большого резерва “выживания” отрасли - высокая ликвидность сельхозпродукции позволяет использовать её непосредственно для выплаты зарплат, пенсий, расчётов с бюджетом и разного рода бартерных схем. В тоже время длительные процессы оборота капитала остро ставят проблему дефицита оборотных средств. Поэтому дальнейшая работа АПК в условиях монетарных ограничений угрожает дальнейшим упадком этого сектора экономики и разрушением его потенциала как сырьевой базы национальной экономики. 

ГРУППА ВПК

Группу ВПК образуют представители ракетно-космической отрасли, части предприятий сложного машиностроения, производители и продавцы вооружений. Несмотря на перманентный кризис в украинской экономике и кризис нынешней экспортно-сырьевой модели, группа ВПК демонстрирует наиболее стабильную траекторию роста. В 1998 году Украина увеличила экспорт военной техники по сравнению с 1997 на 27%. Зафиксирован рост объёмов производства и продаж вооружения и в 1999 году. 

В отличие от торгово-финансового капитала и аграриев, группа ВПК, несмотря на ее частичную зависимость от промышленности стран СНГ, оказалась более заинтересованной в интеграции Украины в мировой рынок и западные экономические, политические и военные структуры. Это связано с тем, что Запад проявил готовность частично поддержать названные отрасли (доступ на рынки вооружений, участие в космических программах) в обмен на геополитическую лояльность Украины и формальное (насколько корректен эпитет формальное?) отмежевание от России. Соответственно, отечественный ВПК получил возможность создать самостоятельный цикл производства продукции и выйти на мировые рынки. Не случайно именно ракетостроители и ВПК стали ведущими лоббистами сотрудничества Украины с НАТО, со странами Западной Европы, вхождения в ГАТТ/ВТО. В политическом плане эта группа вынуждена считаться с формальными требованиями Запада и декларирует свою “прозападность”, приверженность к общедемократическим ценностям. 

С другой стороны, внешне доброжелательное отношение Запада к украинскому ВПК может очень быстро уступить место агрессивному политическому давлению, в случае, если интересы украинского ВПК войдут в противоречие с интересами западных стран. Пример тому - события вокруг контракта на поставку Харьковским ПО “Турбоатом” турбин для Бушерской АЭС (Иран). 

Экспортные производства группы ВПК слабо зависят от внутреннего рынка, но последний жизненно необходим для успешной реализации конверсионных программ. Поэтому продолжающаяся дискриминация внутреннего рынка препятствует эффективной конвергенции военной и гражданской экономик, замораживает состояние научно-технологической оторванности анклавов ВПК от остальных производств. Группа ориентирована на использование динамических преимуществ во внешней торговле, заинтересована в проведении мягкой монетарной и фискальной политики (снижение процентных и налоговых ставок). Вследствие экспортной ориентации, группа заинтересована в девальвации гривны.

НОВЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ,  ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК 

Кризис экспортно-сырьевой модели, характерной для украинской экономики последних лет, катализировал становление новой группы экономических интересов - производственных структур, выживших в условиях экономического кризиса и вышедших на внутренний рынок с новым ассортиментом продукции (пищевые продукты, одежда, бытовые товары и другие товары народного потребления, а также некоторые бытовые услуги). Именно эти сектора производства начали “партизанскую борьбу” с импортом на внутреннем рынке Украины и остро нуждаются в государственной поддержке в вопросах защиты внутреннего рынка, поддержки платежеспособного спроса населения, увеличения доступности кредитов, ломки административных барьеров, создаваемых частью местной бюрократии, связанной с ориентированным на импорт торговым капиталом. 

Эта борьба идет с переменным успехом. Так, если в 1995 г. было официально импортировано 9,7% от объема отечественного производства товаров народного потребления (ТНП), в 1998 г. эта доля составляла уже 30%. Данная группировка еще недостаточно оформила свои политико-экономические интересы и активно ищет политического лидера, который сможет интегрировать их и представить на “программном” уровне. 

Учитывая то, что большинство производителей ТНП начинали развитие с имеющихся местных ресурсов (сырье, использование перерабатывающих предприятий местного значения), эта группа тесно связана с региональными элитами, прежде всего - областного уровня. Именно представители областных управленческих структур имеют возможность обеспечивать эти бизнес-группы поддержкой на региональном уровне, помогать в организации эффективных посредническо-производственно-сбытовых схем, охватывающих целый регион. Более того, нынешнее укрепление позиций региональных политиков связано в первую очередь с укреплением экономических позиций производителей ТНП, постепенно “отвоевывающих” внутренний рынок у компаний-импортеров.

Особенностью указанной группы экономических интересов является зависимость, с одной стороны, от отечественного машиностроительного комплекса, с другой - от сырьевой базы, то есть от развития украинского АПК. Обеспечение широкой занятости и задействование большого числа малых и средних предприятий создает достаточно мощную социальную базу названной группы, а также позволяет рассматривать ее как возможное связующее звено между группами АПК и ВПК.

Группа ТНП более всего заинтересована в развитии внутреннего рынка и росте покупательной способности населения и не заинтересована в жесткой монетарной и фискальной политике. Отношение к курсовой политике противоречивое: политика “дорогой гривны” ведет к усилению конкурентного давления со стороны импорта, тем не менее девальвация повышает затраты производства (импортируемые энергоносители, сырье и комплектующие), а также приводит к перераспределению структуры бюджета потребления населения. Тем не менее, по нашему мнению, группа ТНП является наиболее перспективной с позиции стратегии экономического возрождения Украины. 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ –  НОВЫЙ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА.

В период борьбы отечественных политико-экономических групп за овладение активами происходило одновременное накопление экономических пассивов (в виде внешнего долга Украины) под контролем международных финансовых организаций (МФО). В результате, МФО получили реальные рычаги влияния на исполнительную власть и формирование ее экономической стратегии. В месяц, прошедший после выборов Президента, наблюдается резкая активизация указанного влияния, что дает основания говорить о формировании специфической политико-экономической группы. 

Стремление преодолеть российско-украинский долговой кризис вынудило украинские власти прибегнуть к услугам международных финансовых организаций - МВФ, МБРР и др. В результате сотрудничества Украины с МВФ удалось не только конвертировать долги за российские энергоносители в задолженность перед международными финансовыми организациями. Политическое руководство страны, было вынуждено принять в качестве официальной идеологии идею радикальных рыночных реформ. Был предпринят комплекс экономических мер, которые привели к финансовой стабилизации и дальнейшей либерализации украинской экономики. Главное - произошло формирование и институциализация системы влияния международных финансовых организаций на деятельность исполнительных структур власти в Украине. Была сформирована плеяда журналистов, правительственных чиновников, экономических структур и неправительственных организаций, которые вошли, хотя и без фиксированного членства, в "партию реформ" по рецептам МВФ и других ведущих международных финансовых организаций. 

Деятельность международных финансовых организаций в политико-экономическом пространстве Украины характеризуется следующими особенностями. 

Во-первых, это жесткая увязка финансовой помощи указанных организаций с обязательствами правительства в части экономической стратегии. Набор мер содержащихся в меморандуме МВФ и украинского правительства превращаются, по существу, в руководство к действию.

Во-вторых, финансирование и поддержка проектов создания и развития институтов и инструментов, без которых невозможно вхождение ТНК на национальный рынок в постсоветских странах (инфраструктура фондового рынка, реструктуризация финансового сектора, институты поддержки приватизации).

В-третьих, проекты структурных реформ, в области электроэнергетики и сельского хозяйства и др., без которых свободный и прозрачный доступ ТНК к экономически рентабельным секторам украинской экономики невозможен.

Концептуальная обоснованность и финансовое обеспечение лоббируемых проектов, многолетний опыт и обкатанность технологий формирования рыночных институтов в постсоциалистических странах, ориентация на поддержку базовых экономических процессов, а не отдельных личностей составляют пакет конкурентных преимуществ характерных для деятельности международных финансовых организаций и их сетевых структур сопровождения и поддержки в Украине.

С определенного момента политические менеджеры, представляющие интересы группы международных финансовых организаций в Украине, сменили тактику. От лоббирования тех или иных экономических проектов они перешли к активному формированию и программированию политических условий, необходимых для их реализации. 

Их политическая стратегия сконцентрировалась не собственно на выборах, а на подготовке программы действий нового президента. Лоббируемая модель административной реформы должна выполнить по существу политическую задачу - существенно ограничить влияние национальных олигархических группировок на процесс выработки и реализации экономической стратегии правительства. Группа открыто предъявила собственные критерии, которые, как ожидается, использует вновь избранный президент при формировании кадрового состава нового правительства. Оставаясь в рамках действующего конституционного поля, представители группы пытаются предложить модель власти, в которой будет четко выраженное политическое ядро, отвечающее за выработку и реализацию экономической стратегии. Речь в данном случае идет о сокращении числа вице-премьеров, усилении статуса первого вице-премьера за счет совмещения в одном лице должности министра финансов и первого вице-премьера. 

В экономической сфере представители группы международных финансовых организаций по-прежнему выступают за ускоренную приватизацию, ориентированную на стратегических инвесторов из числа ТНК. Завершение процесса реструктуризации электроэнергетической отрасли и начало прозрачной приватизации в сфере электороэнергетики, АПК, телекоммуникаций и газотранспортной инфраструктуры Украины. 

Таким образом, в случае успеха политической стратегии группы международных финансовых организаций можно ожидать серьезных подвижек в следующих направлениях:
существенного подрыва позиций отечественных политико-экономических группировок, повышение политического веса предпринимателей и управленцев, разделяющих либеральные ценности, пропагандируемые МФО;
формирования модели и кадрового состава исполнительной власти, способной более адекватно реализовывать проекты рыночной трансформации украинской экономики по стандартам МВФ;
сохранения политики финансовой стабилизации, которая будет дополнена действиями на микроуровне - приватизацией крупных промышленных предприятий и объектов инфраструктуры с ориентацией на стратегических инвесторов, ограничение бесконтрольной экономической власти украинских монополий;
повышения роли и влияния ТНК в структуре национального хозяйства, что отразится на модели интеграции Украины в международное разделение труда.

ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ

Во взаимоотношениях описанных выше политико-экономических групп в Украине на данном этапе происходят значительные изменения. Сохраняется сильное влияние торгово-финансового капитала на властные структуры, тем не менее пора его “популярности” уже позади. Сегодня он как политико-экономическая группа занимает скорее позицию самозащиты и постепенно теряет имидж субъекта, олицетворяющего стратегию и перспективу развития страны.

Представители группы АПК возлагают свои надежды на создание общего экономического пространства с Россией, формирование общих транснациональных корпораций в области агропромышленного производства и сельхозпереработки, что позволит сохранить и расширить экспортные возможности украинского АПК. Западная же ориентация непременно означает реализацию требований ГАТТ/ВТО относительно либерализации рынков, что при данных условиях приведет к вытеснению производителей продукции АПК и ТНП с части внутреннего рынка Украины.

Представители группы ВПК ориентируются на сотрудничество с евроатлантическими структурами, рассчитывая, что это принесет им определенные преимущества, откроет доступ на определенные сегменты мирового рынка вооружений и высокотехнологичной продукции. Кроме того, тесное сотрудничество Украины с НАТО может стимулировать государственные расходы на закупку продукции ВПК внутри страны.

Пока ещё производители ТНП и предприятия с быстрым оборотом капитала не консолидированы на общенациональном уровне и ориентируются больше на поддержку и политическую “крышу” со стороны региональных властных структур. Однако сегодня лидерам этой группы уже “тесно” на украинских региональных рынках, они активно расширяются и стараются сформировать общенациональный рынок, прозрачный для национальных компаний и защищенный от товаров западных производителей. Объективно представители указанной группы заинтересованы и в сотрудничестве и поддержке со стороны центральных властей. Они отрицательно воспринимают склонность властных структур к внедрению механизма реинвестирования излишка их собственных капиталов в “приоритетные” проекты развития ВПК или АПК, что является потенциальным источником для конфликта с последними.

Представители группы ТНК и МФО исходят из необходимости создания максимально благоприятных условий для развертывания в Украине элементов крупнейших мировых ТНК, которые объективно обладают преимуществами более высокой производительности труда и капитала, эффективности менеджмента. С другой стороны, их деятельность ориентирована на включение высокодоходных отраслей украинской экономике в систему международного разделения труда и обрекает на продолжительную депрессию остальные отрасли. Это входит в глубокий конфликт со стратегическими интересами остальных четырех групп. 

* * *

Последствия продолжительного процесса декапитализации экономики дают основания вести речь о начале нового этапа трансформационного кризиса в Украине. Постоянное сужение объемов доступных для капиталов ресурсов ведет к обострению конкуренции за них. Если в середине 90-х борьба велась за право бесплатно пользоваться государственными материальными и финансовыми ресурсами, сегодня борьба идет за право сохранить контроль и инвестировать в сферы, сохраняющие экономическую рентабельность и дающие возможность хотя бы сохранить ранее заработанные капиталы. Если ранее экономическая политика правительства сводилась фактически к “регулированию очереди” на получение права приватизировать доходы от управления материальными и денежными потоками, создаваемыми государственными активами (в форме различного рода льгот, прямых и косвенных субсидий, государственных закупок и послаблений и исключений с платежной дисциплины), то сегодня даже те, кто был включен в эту “очередь” ранее, вынуждены пройти “переаттестацию”, используемую как механизм радикального сокращения числа “рентных” бизнес-группировок.

Таким образом, национальный капитал остается слаборазвитым и раздробленным на отдельные политико-экономические группы, которые имеют разнонаправленные интересы. Конфликт интересов этих групп – одна из определяющих причин слабости национального капитала и сохранения зависимости украинской экономики от влияния ТНК и международных финансовых организаций.

Центр антикризисных исследований 
Центр социальных исследований
Киев

http://www.niurr.gov.ua/ru/ukr_rus/bulletin_3/polit_econom_izmerenie.htm

Категория: Экономика | Просмотров: 1223 | Добавил: zeitgeist | Рейтинг: 0.0/0 |


Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Облако Тэгов
доллар США Китай нефть государство кредиты Бог скачать Маркс причины кризиса демократия власть ФРС вакцины прививки Аргентина долги Европа евреи Путин геополитика Германия религия кризис Кийосаки экономика рынок деньги Даллес язык LETS валюта элита вооружение армия оружие война олигархи книга свобода Золото FEMA новый мировой порядок национализм банки видео СССР социализм криминал фондовый рынок CDS эмиссия Полсон Lehman Brothers инфляция Рейган Литва Евросоюз коррупция цензура ВВП дефолт сельское хозяйство ресурсы мировое правительство Римский клуб рубль биржа банкротство Исландия Анекдоты голодомор диктатура безопасность Ющенко политтехнологии революция граница прогноз мультфильм НАТО ООН антибиотики меламин молоко нитраты пестициды скандал Бакстер ЕЭС Латвия амеро масоны юмор школа газпром психология Америка потребление сионизм МВФ ГМО добавки ГМ-продукты продукты СМИ СПИД ВТО ТНК глобализация Россия ОБСЕ Сталин геноцид Нация общество Парламент политика Украина продовольствие продукты питания ЕС земля ДСТ Monsanto TARP образование zeitgeist дух времени Израиль иран вирус вакцина ВОЗ вакцинация Baxter онлайн расизм социология медицина авторское право Ювенальная юстиция дети Здоровье мировое провительство Фурсов динар Ливия

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Самые комментируемые
новости
[30.01.2009]
И. Николаев "Системы местных валют – некапиталистические экономики в странах Запада" (продолжение) (8)
[16.03.2009]
Forbes: Рейтинг самых богатых людей планеты 2009 (7)
[19.06.2011]
Хаос и революции — оружие доллара (6)
[07.02.2009]
НАЦИОНАЛИЗМ: сущность, происхождение, проявления (6)
[18.12.2008]
Настоящие причины мирового финансового кризиса -1 (6)
[17.12.2008]
Игра на землю (5)
[10.03.2009]
Россия отдает Китаю полтора острова (5)
[19.02.2009]
Максон "Про Римский клуб, конец света и ГМО. Часть третья." (5)
[15.03.2009]
Михаил Леонтьев "Доллару осталось гулять считанные месяцы" (5)
[15.12.2008]
В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин "Война после войны: информационная оккупация продолжается" (4)

Rambler's Top100

Copyleft ZEITGEIST.ORG.RU © 2024